Анотація:
Проблема славяно-балтского единства, выдвинутая лингвистами, нуждается в привлечении археологических материалов. Становится актуальным выяснение вопроса о взаимоотношениях носителей Черняховской культуры с их соседями на северо-западе, а также с другими группами населения.
Ознакомление с подробной публикацией материалов Дытыничского могильника и предварительной информацией о находках из Брест-Тришнна не даат оснований безоговорочно объединять их в одну группу (Брест—Тришиц—Дытыничи), на что уже в 1967 г. обращал внимание М. Ю. Смишко. Неправомерно присоединяются к ней к некоторые другие памятники. Так как в связи с этой проблемой уномннаетси н Компанеевский могильник, возникает необходимость рассмотреть мвтеривлы, характеризующие контакты между группами населения, оставившими указанные могильники.
Но поскольку публикация Брест-Тришинского памятника пока на является достаточно исчерпывающей, приходится ограничиться сопоставлением только Дытыничского и Компанеевского. Материалы последнего (в частности, посуда) свидетельствуют о наличии здесь скорее отдельных дытыничских аналогий, чем погребений типа Дытыничи. К тому же погребения, где найдены эти аналогии (например, такие, как ваза и миска из урнового погребения № 171, мисочка из трупоположения № 26 и др.), расположены по краю центральной, наиболее древней части могильника н относятся ко времени не ранее конца IV в.
Таким образом, есть все основания думать, что в составе населения, оставившего Компанеевский могильник, появлялись немногочисленные пришельцы с северо-запада, которые сохраняли некоторое время черты присущей им материальной культуры.