У науковий обіг вводяться дані з поховального комплексу,
який містить матеріали другої — третьої чверті IX ст.
Особливістю катакомби 74 є наявність одночасно сережки фатівизького типу та поясної бляшки з антропоморфним зображенням, що має аналоги на поясних бляшках із мадярського поховання 2 біля с. Суботці.
В научный оборот вводятся материалы катакомбного захоронения, исследованного в 1988 г. экспедицией Харьковского исторического музея под руководством В. Г. Бородулина на главном участке раннесредневекового могильника у с. Верхний Салтов (ВСМ-I). Катакомба имела длинный (6,3 м) и глубокий (5,05 м) дромос, в западной
части которого фиксировался ход повторного проникновения в погребальную камеру. Погребальная камера, поперечная по отношению к дромосу, содержала останки трех человек (мужчины, женщины и девочки-подростка),
на кторых были следы преднамеренного разрушения, совершенного в древности (рис. 1: 1). Несмотря на это, в камере был обнаружен богатый погребальный инвентарь, в состав которого входили: предметы вооружения (сабля,
два топора-чекана); предметы хозяйственно-бытового назначения (два тесла-мотыги, кувшин); личные украшения
(серьги, бусы, браслеты, перстни); предметы туалета (зеркала, туалетные коробочки); детали одежды; элементы
поясной гарнитуры; амулеты. Данный погребальный комплекс по элементам поясной гарнитуры датируется второй — третьей четвертью IX в. Особенностью данной катакомбы было присутствие в ней серебряной серьги (рис. 1:
13), которая находит широкие аналогии в славяно-аварских древностях Подунавья. На памятниках Днепровского
лесостепного Левобережья подобные серьги встречаются в памятниках волынцевской культуры второй половины
VIII — начала IX в. Не характерной для классических салтовских древностей является серебряная бляшка-оправа
с антропоморфным изображением (рис. 1: 12), которая стилистически близка бляшкам из венгерского погребения
(погр. 2) у с. Суботцы (Кировоградская обл.). Присутствие этих вещей в катакомбе 74 свидетельствует о тесных контактах алан салтовской культуры бассейна Северского Донца во второй — третьей четверти IX в. и с представителями покоренных славянских племен, и с древними венграми, которые были союзниками Хазарского каганата.
The materials of the catacomb burial, investigated in 1988 by the expedition of Kharkiv Historical Museum under the
leadership of V. H. Borodulin, located on the main site of the early medieval burial ground near Verkhnii Saltiv village
(Verkhnii Saltiv Burial Ground-I, hereinafter — VSBG-I), are introduced into the scientific circulation. The catacomb had
a long (6.3 m) and deep (5.05 m) dromos, in the western part of which the path of the re-entry into the burial chamber was
fixated. The burial chamber, transverse to the dromos, contained the remains of three people (a man, awoman, and a teenage
girl) who had traces of deliberate destruction committed in ancient times (Fig. 1: 1). Despite this, a rich burial inventory
was found in the burial, which included: weapons (sabre, two chisel-axes); household items (two adz-hoes, a jug); personal
jewelry (earrings, beads, bracelets, rings); toiletry (mirrors, toilet boxes); details of clothing; elements of a belt set; amulets.
According to the elements of the belt set, this burial complex is dated by the second — third quarters of the 9th century. The
main feature of this catacomb is the presence of a silver earring in it (Fig. 1: 13), which finds broad analogies in the SlavicAvar antiquities of the Danube region. On the monuments of the Dnieper Left-Bank forest-steppe, similar earrings were found in the monuments of the Volyntsev culture of the second half of the 8th — early 9th centuries. A silver plaque-frame
with an anthropomorphic image (Fig. 1: 12) is not typical for classical Saltiv antiquities, and it is stylistically close to the
plaques from the Hungarian burial (burial No. 2) near Subotsi village (Ukraine, Kirovohrad Oblast). The presence of these
items in the catacomb No. 74 testifies to the close contacts of the Alans of the Saltiv culture of the Siverskyi Donets basin
in the second — third quarters of the 9th century simultaneously with representatives of the conquered Slavic tribes and with
the ancient Hungarians, who were allies of the Khazar Khaganate.