У статті1
надано контекстно-семантичний аналіз випадків застосування слів ‘золото’ zaraniia- (101 раз) та
‘срібло’ ərəzata- (12 випадків) у корпусі Авести (Ясна,
Яшти, Відевдат, Аогемадаеча тощо). Контекстуальне
коло цих згадок сходить до концептосфери Іншого світу,
його об’єктів і мешканців, якими були і померлі. Срібло
долучається до золота в авестійських текстах більш
пізньої стадії та пехлевійських творах.
В статье представлен контекстно-семантический анализ случаев применения лексем ‘золото’ (zaraniia-) и ‘серебро’ (ərəzata-) в корпусе авестийских источников (Ясна, Яшты, Видевдат, Аогемадаеча и др.). ‘Золото’ употребляется в Авесте 101 раз. ‘Серебро’ имеет лишь 12 случаев применения, при этом, данный металл всегда контекстуально связан с золотом. Серебро имеет семантическую связь с акватической сферой. Золото является материалом,
из которого, по текстам, изготовлены одеяния нескольких божеств (Вайю, Аредви Суры (частично)). Золотые или
украшенные золотом атрибуты или орудия имеет ряд богов и героев (Йима, Митра, Веретрагна, Тиштрия, Сраоша). В мифе о Йиме божественные орудия, золотая сувра и позолоченная аштра, наделены репродуктивными
свойствами и помогают создать первое царство (Видевдат 2.6—38). Этот идеальный мифический мир превращается в мир потусторонний. Комплекс семантических признаков указывает, что золото имеет непосредственное
отношение к Иному миру, куда попадают души праведных умерших, где они получают золотые места, золотую
или серебряную одежды (Видевдат 19.31—32; Aog. 12, 17). Эти же представления отображены и в пехлевийских
произведениях. Тот факт, что к золоту добавляются серебро и другие «цвета», может свидетельствовать о расширении спектра ценных металлов и проникновения их в сферу заупокойных представлений. В трактате Аогемадаеча
(84) серебро-золото (метафора богатства) вместе со скотом, лошадьми и храбростью, включено в систему понятий,
относящихся к танатологической концептосфере дозороастрийских представлений древнеиранских племен.
An overview and contextual-semantic analysis of the cases of usage the lexeme ‘gold’ (zaraniia-) and ‘silver’ (ərəzata-) in
corpus of Avestan sources (Yasna, Yashts, Videvdat, Aogəmadaēca, etc.) are provided in the article. ‘Gold’ is used in the
Avesta 101 times. ‘Silver’ — only 12 uses, while this metal is always contextually linked with gold. Silver has a semantic
connection with the aquatic sphere. Gold is the material from which, according to the texts, the garments of several deities
are made (Vayu, Aredvi Sura (partially)). Gold attributes or decorated with this metal tools have a number of gods and
heroes (Yima, Mithra, Verethragna, Tishtria, Sraosha) are made completely or partially from it. In the myth of Yima, the
divine instruments, the golden suβrā and gilded aštrā, are endowed with reproductive features and help to create the first
kingdom (Videvdat 2.6—38). This ideal mythical world turns into the Afterworld. A set of semantic attributes show that gold
is directly related to the Otherworld, where the souls of the righteous deceased receive gold places, golden or silver clothes
(Videvdat 19.31—32; Aog. 12, 17). The fact that silver and other «colors» are added to gold may indicate the expansion of
the spectrum of precious metals and their penetration into the sphere of funeral beliefs. In the treatise of Aogəmadaēca (84),
silver-gold (a metaphor of wealth), along with cattle, horses and bravery, is included in the system of concepts related to the
Thanatological worldview of the pre-Zoroastrian representations of ancient Iranian tribes.