Розглядається гіпотеза, згідно з якою деякі артефакти (астрагали, конуси та предмети з системою лунок) доби неоліту та енеоліту з території Південно-Східної Європи могли використовуватися як приладдя для проведення давніх «ігор» або віщувальних практик.
Рассмотрена гипотеза, согласно которой некоторые группы артефактов (астрагалы, конусы и предметы с си- стемой углублений) раннеземледельческого периода (неолит и энеолит) с территории Юго-Восточной Европы могли использоваться в качестве инвентаря для проведения «игр» или гадательных практик. Анализ этой версии позволил сделать несколько выводов: 1) предметы из Юго-Восточной Европы по форме аналогичны артефак- там, которые большинство исследователей считает предметами для игры; 2) подобные предметы появляются в земледельческих культурах, где произошли существенные изменения в мировоззрении населения; 3) астрагалы, конусы и доски с системой углублений появляются в раннем неолите на Ближнем Востоке, и они могли попасть в регион Юго-Восточной Европы в процессе неолитизации; 4) название «игра» для подобных предметов может использоваться исключительно условно, учитывая синкретизм первобытной культуры. Оговоренные в статье ар- тефакты могут служить аргументом при построении моделей неолитизации и появления энеолитических культур в регионе, а также помогают лучше понять древнее население. Наконец, эти предметы расширяют знания отно- сительно общей истории развития «плоскостных игр».
Discussed is a hypothesis according to which certain groups of artefacts (astragalus, cones, and objects with a system of holes) of the early agricultural period (Neolithic and Copper ages) from the south-eastern European territory were used as an inventory for play and fortune-telling practices. this version’s analysis allowed the author to come to several conclusions: 1) objects from South-Eastern Europe are analogous by their form to the artefacts which most of scholars consider to be the objects for play; 2) such objects appear in agricultural cultures in which there were significant changes in the population’s world-view; 3) astragalus, cones, and boards with system of holes appear in the Early Neolithic Near East and they could get to the South-Eastern European area during the neolithization process; 4) naming such objects by «game» can be only conditional, taking into account the syncretism of primitive culture. the artefacts discussed in the article can be used as an argument for developing the models of neolithization and the Copper age cultures’ appearance in the region, they also contribute to the understanding the ancient population. Finally, these objects widen the knowledge of general history of the development of «board games».