Анотація:
Реалистическая антропоморфная пластика — новое художественное направление — известна с последней фазы раннего этапа трипольской культуры (А&). Расцвет ее, как и схематично-реалистичной пластики, относится к концу этапа В II, этапу С I, по периодизации Т. С. Пассек, и совпадает с антропоморфной и зооморфной росписью на керамике.
На основании новых материалов, представляющих в основном находки с поселений развитого и начала позднего Триполья, делается попытка классификации и систематизации реалистической пластики. Устанавливается два художественных направления, по которым статуэтки делятся на статичные и динамичные. Динамичное направление, передающее внутренний характер образа, нашло отражение лишь в моделировке лица и головы.
Некоторые схематично-реалистичные скульптуры по трактовке лиц схожи с пластикой
культуры Гумельница (Старые Каракушаны, Калагаровка).
Очерчиваются контуры нескольких художественных школ реалистической пластики: владимировекая, сушковская, томашевская на Южном Буге, кошиловецкая па Верхнем Днестре и коломийщенская (I) на Среднем Днепре. Намечаются школы и по единичным находкам (Старые Каракушаны, ур. Паньковка).
Реалистическая и схематично-реалистическая пластика отдельных локальных племенных групп отличалась своими особенностями, что было вызвано своеобразием историко-культурного развития каждой из них. Она создает значительный пантеон божеств. Расшифровке в настоящее время подлежат лишь некоторые образы. Это Великая богиня—мать, кормящая грудью младенца (Сушковка), фигурка, видимо, жрицы из Томашевки {1957 г.). Мужская фигурка в шлеме из Кошиловцев передает образ военного вождя, а головка фигурки из Коломийщнны I, поражающая величайшей силой реализма, — вождя племени.
Некоторые скульптуры могли быть божествами — охранителями гончарства, его различных видов производства. По аналогии со схематизированной пластикой можно предположить наличие божеств, связанных с земледельческими культами и металлообработкой. Имеются скульптурные портреты и реальных, живых людей.