Анотація:
Для изучения экономических, социальных и культурных явлений истории Боспора И всего Северного Причерноморья в первые века нашей эры особое значение имеют правительственные гербовые знаки римского времени, проливающие свет на взаимоотношения греческого и сарматского миров в указанный период.
Около рубежа нашей эры о наличии на Боспоре трех династических тенденций — ахеменидскон, боспорской и сарматской — свидетельствуют эмблемы на монетах Царицы Динамии: ахеменидская - звезда и луна, боспорская — трезубец и сарматская — тамга.
Со временем ахеменидская традиция, потерявшая свой политический смысл, исчезает со сцены, а боспорско-сарматская становится господствующей. Свидетельством этого есть распространение на Боспоре в римское время сложных гербовых знаков боспорских царей типа эмблем Тиберия Евпатора, Савромата II, Рискупорида III и др., состоящих из двух частей: нижней династической, имеющей подобие «трезубца», общей для всех правителей из династии Аспургианов, и верхней именной, обязанной своим происхождением сарматской среде и разной у различных царей. Боспорскому царю Римиталку, судя по всему, принадлежала не единичная тамга на плите из Танаиса, а эмблема на бронзовых пряжках.
К концу римского периода роль сарматской традиции в государственной жизни Боспора возрастает. Доказательством служат тамги Ининфимея и Фофорса, пришедшие, судя по аналогиям, в боспорскую эмблематику из сарматской; личные эмблемы на плитах из Керчи, Фанагории и свинцовой гире из Танаиса, а также гербовые знаки сарматской знати на бронзовых и золотых пряжках боспорского производства.
Изучение рассмотренных знаков приводит к выводу о сарматизации правительственного и государственного аппарата Боспорского царства, начавшейся где-то около рубежа нашей эры и достигшей к концу римского периода большого размаха.