Показати простий запис статті
dc.contributor.author |
Березовець, Д.Т. |
|
dc.date.accessioned |
2023-09-15T11:09:34Z |
|
dc.date.available |
2023-09-15T11:09:34Z |
|
dc.date.issued |
1965 |
|
dc.identifier.citation |
Слов’яни й племена салтівської культури / Д.Т. Березовець // Археологія. — 1965. — Т. XIX. — С. 47-67. — укр. |
uk_UA |
dc.identifier.issn |
0235-3490 |
|
dc.identifier.uri |
http://dspace.nbuv.gov.ua/handle/123456789/193642 |
|
dc.description.abstract |
Культурные связи между славянами и жившими рядом племенами салтовской культуры ученые начали искать сразу после открытия салтовской культуры. Эти поиски шли главным образом в направлении отыскания славянских влияний. Некоторые салтовские древности считали славянскими.
При рассмотрении этого вопроса следует иметь в виду, что уже в VIII в. славяне представляли собой сложившуюся земледельческую народность с глубокими традициями. Племена салтовской культуры в это время были разноэтничным конгломератом, внутри которого шел процесс создания единой народности. У различных групп этого населения были различные социальные и экономические уклады, среди которых доминировал феодальный.
В VIII—IX вв. ряд славянских племен находился в зависимости от Хазарского каганата и платил ему дань. Проводниками хазарской политики на славянских землях были носители салтовской культуры.
Не исключено, что административные центры каганата, взимавшие дань со славянских племен, находились на их территории. Для Левобережья таким административным центром могло быть Битицкое городище, в материальной культуре которого есть много элементов салтовской культуры. На Правобережье таким пунктом могло быть поселение на Пастырском городище.
Применительно к Среднему Поднепровью можно утверждать, что взаимные влияния славянской и салтовской культур были незначительными и несущественными. Даже живя в одном городе (Саркел) или в непосредственной близости (около Харькова), эти группы населения целиком сохранили свою культуру. Некоторые элементы схожести этих культур (например, керамики, жилища, формы очага) следует объяснять не заимствованиями, а самобытным развитием той и другой культуры в близких экономических и географических условиях.
На юге Украины и в Подунавье взаимосвязи славян и носителей салтовской культуры — болгар сложились иначе, чем в Среднем Поднепровье. Жившие тут уличи и особенно тиверцы имели значительный опыт сосуществования с обитателями степи. Встретившись с племенами болгар, которые начали расселяться здесь, славяне установили с ними тесные контакты самого различного характера, приведшие в конце концов к слиянию славянской и салтовской культур в единую так называемую южнославянскую культуру.
Сложение нового славянского народа — болгар, начавшееся на широком пространстве — на юге Украины, в Молдавии, Румынии, Болгарии — после прихода сюда половцев и печенегов, оттеснивших местное население на запад, нашло свое завершение на территории современной Болгарии. |
uk_UA |
dc.language.iso |
uk |
uk_UA |
dc.publisher |
Інститут археології НАН України |
uk_UA |
dc.relation.ispartof |
Археологія |
|
dc.subject |
Статті |
uk_UA |
dc.title |
Слов’яни й племена салтівської культури |
uk_UA |
dc.title.alternative |
Славяне и племена салтовской культуры |
uk_UA |
dc.type |
Article |
uk_UA |
dc.status |
published earlier |
uk_UA |
Файли у цій статті
Ця стаття з'являється у наступних колекціях
Показати простий запис статті