Статтю присвячено аналізу передумов та чинників неоіндустріальної модернізації та смарт-спеціалізації регіонів України, зокрема Донецького регіону. Проведено аналіз розвитку інноваційних циклів економічної кон’юнктури, наголошено на актуальності модернізаційних перетворень економіки з огляду на вірогідне концентрування шостого технологічного укладу на матеріальному (неоіндустріальному) виробництві.
Виконано огляд процесу цифрової трансформації відповідно до показників Індекс DESI 2020, надано результати наукових досліджень у впровадженні інновацій на національних промислових підприємствах. Доведено необхідність посилення цифрової трансформації усіх сфер життя саме для Донецького регіону, враховуючи останні зміни у нормативній базі (проєкт Закону про «деолігархізацію»).
Констатовано факт, що освіта, наука та інновації є драйверами модернізації економіки будь-якої країни, і взагалі, драйвером формування інфраструктурного середовища в контексті четвертої промислової революції. Розглянуто останні зміщення державних акцентів у бік інноваційних методів освіти в Україні, зокрема, інноваційний проєкт «Президентський університет» з орієнтацією на комплекс новітніх та вкрай затребуваних професій реального сектору економіки. Надано детальний аналіз переваг та ризиків такого проєкту і всієї науково-освітньої галузі взагалі.
Наголошено на сприйнятті сучасного університету як частини індустріального кластера, який є триєдиним за своїми стейкхолдерами: промислові підприємства, науковці та студентська молодь. Вказано на необхідності комплексного забезпечення такої триєдності. Потреба сучасності по інтеграції України у європейський освітній простір вимагає нестандартних рішень, або вивчення найбільш ефективного досвіду інтегрованої системи освіти в нашій країні в недалекому минулому. Надано дієві рекомендації щодо впровадження інтегрованих схем освіта-наука-виробництво за прикладами провідних світових наукових інституцій сьогодення та недалекого минулого (заводи – ВТУЗи).
Розглянуто та проаналізовано сучасні приклади інтегрованих освітньо-наукових закладів (Академія ДТЕК, Університет «Метінвест-Політехніка м. Маріуполь»), наголошено на необхідності системного та комплексного підходу з огляду на пріоритетність наукової та освітньої галузей у пріоритетах глобального розвитку промислових регіонів, а також, використання наявного потенціалу для вирішення конкретних проблем регіону з використанням smart-спеціалізації.
Статья посвящена анализу предпосылок и факторов неоиндустриальной модернизации и смарт-специализации регионов Украины, в частности Донецкого региона. Проведен анализ развития инновационных циклов экономической конъюнктуры, отмечена актуальность модернизационных преобразований экономики ввиду возможной концентрации шестого технологического уклада на материальном (неоиндустриальном) производстве.
Выполнен обзор процесса цифровой трансформации в соответствии с показателями Индекс DESI 2020, приведены результаты научных исследований во внедрении инноваций на промышленных предприятиях. Подтверждена необходимость усиления цифровой трансформации всех сфер жизни именно для Донецкого региона, учитывая последние изменения в нормативной базе (проект Закона о «деолигархизации»).
Констатирован факт, что образование, наука и инновации являются драйверами модернизации экономики любой страны, и вообще, драйвером формирования инфраструктурного среды в ходе четвертой промышленной революции. Рассмотрены последние смещения государственных акцентов в сторону инновационных методов образования в Украине, в частности, инновационный проект «Президентский университет» с ориентацией на комплекс новейших и крайне востребованных профессий реального сектора экономики. Предоставлен детальный анализ преимуществ и рисков такого проекта и всей научно-образовательной отрасли в целом.
Отмечена необходимость восприятия современного университета как части индустриального кластера, который является триединым по своим стейкхолдерами: промышленные предприятия, ученые и студенческая молодежь. Указано на необходимости комплексного обеспечения такого триединства. Потребность современности по интеграции Украины в европейское образовательное пространство требует нестандартных решений, или изучения наиболее эффективного опыта интегрированной системы образования в нашей стране в недалеком прошлом. Предоставлены действенные рекомендации по внедрению интегрированных схем образование-наука-производство на примерах ведущих мировых научных институтов настоящего и недалекого прошлого (заводы – ВТУЗа).
Рассмотрены и проанализированы современные примеры интегрированных образовательно-научных учреждений (Академия ДТЭК, Университет «Метинвест-Политехника г. Мариуполь»), отмечена необходимость системного и комплексного подхода с учетом приоритетности научной и образовательной отраслей в приоритетах глобального развития промышленных регионов, а также, использование имеющегося потенциала для решения конкретных проблем региона с использованием smart-специализации.
The article is devoted to the analysis of preconditions and factors of neo-industrial modernization and smart specialization of the regions of Ukraine, in particular, the Donetsk region. The analysis of development of innovative cycles of economic conjuncture is carried out, the urgency of modernizations of transformations of economy in view of probable concentration of the sixth technological way on material (neoindustrial) manufacture is emphasized.
A review of the digital transformation process in accordance with the DESI 2020 Index, as well as the results of research in the implementation of innovations in industrial enterprises, the need to strengthen the digital transformation of all spheres of life for the Donetsk region, taking into account recent changes in the regulatory framework (draft Law on Deoligarchization).
It is stated that education, science and innovation are the drivers of modernization of the economy of any country, and in general, the driver of the formation of the infrastructural environment in the context of the fourth industrial revolution. The latest shifts of state accents towards innovative methods of education in Ukraine are considered, in particular, the innovative project "Presidential University" with a focus on a range of new and highly popular professions in the real sector of the economy. A detailed analysis of the benefits and risks of such a project and the entire scientific and educational field in general is provided.
Emphasis is placed on the perception of the modern university as part of an industrial cluster that is threefold in its stakeholders: industrial enterprises, scientists and students. The need for comprehensive provision of such a trinity is indicated. The modern need for Ukraine's integration into the European educational space requires non-standard solutions, or the study of the most effective experience of the integrated education system in our country in the recent past. Effective recommendations for the implementation of integrated schemes of education-science-production, following the examples of the world's leading scientific institutions of the present and recent past (factories - universities).
Modern examples of integrated educational and scientific institutions (DTEK Academy, Metinvest-Polytechnic University of Mariupol) are considered and analyzed, the need for a systematic and comprehensive approach is given given the priority of scientific and educational industries in the priorities of global industrial development. also, the use of existing capacity to solve specific problems in the region using smart specialization.