У статті розкриті організаційно-економічна сутність та фінансовий зміст бюджетної федералізації унітарної держави. Визначено критерії фінансового потенціалу регіону (валовий регіональний продукт як результат фінансово-економічної діяльності території) та перерозподілу фіскальних повноважень органів влади загально-національного, регіонального і місцевого рівнів (досягнення завершеності натурально-речового і вартісного кругообігу складових відтворювальних процесів людського і соціального капіталу згідно завдань державної політики розвитку).
Систематизовано теоретичні та реальні моделі фіскальної децентралізації різних дослідників і конкретних країн. Узагальнено п'ять концепцій фіскальної децентралізації з орієнтацією на впровадження в Україні соціально адекватного менеджменту в міжбюджетному регулюванні доходів і видатків.
Наведено основні стратегічні напрями подальшого розвитку бюджетно-податкової політики та головні завдання удосконалення фіскальної децентралізації в умовах створення Об'єднаних територіальних громад.
В статье раскрыты организационно-экономическая сущность и финансовое содержание бюджетной федерализации унитарного государства. Определены критерии финансового потенциала региона (валовой региональный продукт как результат финансово-экономической деятельности территории) и перераспределения фискальных полномочий органов власти общенационального, регионального и местного уровней (достижение завершенности натурально-вещественного и стоимостного кругооборота составляющих воспроизводственных процессов человеческого и социального капитала согласно задачам государственной политики развития).
Систематизированы теоретические и реальные модели фискальной децентрализации различных ис-следователей и конкретных стран. Обобщено пять концепций фискальной децентрализации с ориентацией на внедрение в Украине социально адекватного менеджмента в межбюджетном регулировании доходов и расходов.
Приведены основные стратегические направления дальнейшего развития бюджетно-налоговой политики и главные задачи совершенствования фискальной децентрализации в условиях создания Объединенных территориальных общин.
The article reveals the organizational and economic essence and financial content of the budget federalization of the unitary state. The criteria of financial potential of the region (gross regional product as a result of financial and economic activity of the territory) and redistribution of fiscal powers of national, regional and local levels (achieving completeness of material and value cycle of components of reproductive processes of human and social capital according to tasks development policy).
Systematized theoretical and real models of fiscal decentralization of different researchers and specific countries. Five concepts of fiscal decentralization are generalized with a focus on the introduction of socially adequate management in Ukraine in the intergovernmental regulation of revenues and expenditures.
The main strategic directions of further development of fiscal policy and the main tasks of improving fiscal decentralization in the conditions of creation of the United Territorial Communities are given.