Становлення та забезпечення безпекового середовища в Україні є вкрай актуальним стратегічним пріоритетом державного управління в умовах посилення зовнішніх та внутрішніх загроз. Воно залежить від забезпеченості умов безпеки на державному, суспільному та особистісному рівнях. Вітчизняна практика державного регулювання соціально-економічними процесами не ґрунтується на перевагах одночасної задіяності суб’єктів соціальної безпеки – людини, суспільства, держави через відсутність побудови багаторівневої системи. Саме така система надає можливості більш ефективно протидіяти зовнішнім та внутрішнім загрозам соціальній безпеці країни за рахунок одночасного залучення та використання їх потенціалів. Тому метою статті стало дослідження проблем формування та забезпечення соціальної безпеки людини, суспільства та держави в Україні як багаторівневої системи, в основі якої – захищеність соціальних інтересів людини, держави та суспільства, що забезпечує соціально-економічну стабільність, внутрішню стійкість в умовах нестабільності. В статті авторами визначено сутність соціальної безпеки як багаторівневої системи з позицій системного, структурно-функціонального, субстанціонального підходів. Визначено характер взаємозв’язків суб’єктів та об’єктів в системі соціальної безпеки; оцінено вплив сфер національної безпеки на досягнення цілей соціальної безпеки. Розкрито основні перешкоди реалізації багаторівневої системи соціальної безпеки людини, суспільства та держави в Україні. Запропоновано структурну модель багаторівневої системи соціальної безпеки, що має прояв у соціальних інтересах людини, суспільства та держави.
Формирование и обеспечение условий безопасности человека, общества и государства является важным стратегическим приоритетом государственного управления в Украине. Отечественная практика государственного регулирования социально-экономическими процессами не опирается на возможности одновременного задействования субъектов социальной безопасности – человека, общества, государства для обеспечения социальной безопасности. Во многом это связано с отсутствием многоуровневой системы социальной безопасности. Хотя именно такая система способна более эффективно противодействовать внешним и внутреним угрозам социальной безопасности страны за счет одновременного привлечения и использования потенциалов основных субъектов. Поэтому целью статьи стало исследование проблем формирования и обеспечения социальной безопасности человека, общества и государства в Украине как многоуровневой системы, в основе которой – защищенность социальных интересов человека, государства и общества, что обеспечивает социально-экономическую стабильность, внутреннюю устойчивость в условиях усиления внешних и внутренних угроз. Авторами определена сущность социальной безопасности как многоуровневой системы с позиций системного, структурно-функционального, субстанционального подходов; раскрыта взаимосвязь субъектов и объектов в системе социальной безопасности; оценено влияние сфер национальной безопасности на достижение целей социальной безопасности в Украине; а также раскрыты основные препятствия реализации многоуровневой системы социальной безопасности человека, общества и государства в Украине. Предложена и обоснована структурная модель многоуровневой системы социальной безопасности через взаимосвязь социальных интересов человека, общества и государства.
Creating conditions for the safety of man, society and the state is an important strategic priority of public administration in Ukraine. The practice of state regulation in our country is not based on a multi-level system of social security of a person, society and the state. The purpose of the article is to study the problems of formation and ensuring social security of a person, society and the state in Ukraine as a multi-level system. It is based on security and balance of social interests of a person, state and society. A multi-level system is capable of ensuring socio-economic stability and internal stability in the face of increasing external and internal threats.
The authors determined the essence of social security as a multi-level system from the standpoint of systemic, structural-functional, substantial approaches. The authors also identified the relationship of subjects and objects in the social security system, assessed the impact of the areas of national security on the level of social security in Ukraine; revealed the main obstacles to the implementation of a multi-level system of social security of a person, society and the state in Ukraine. The authors substantiated the structural model of a multi-level system of social security based on the relationship and balance of the social interests of a person, society and the state.