К письмам ссыльного римского папы Мартина I, отправленным в 655 г. из Таврики в Константинополь, обращалось не одно поколение ученых, однако многое в них по-прежнему оставляет вопросы. Например, видны явные несоответствия между экономической и религиозной ситуацией, сложившейся в Херсоне к VII в., и ее характеристикой в письмах Мартина. Большинство историков полагают, что эта информация недостоверна и носит субъективный характер. Это связывается, как правило, с психологией ссыльного, преклонным возрастом, болезнями и прочими мотивами. По мнению автора статьи, письмам папы вполне можно доверять. Папа Мартин обладал необычайной силой духа, был религиозно-политическим лидером, не побоявшимся в борьбе за восстановление христианской истины восстать против императора и церковных иерархов. Он осознанно шел на унижения, мучения, смерть. Такой незаурядный человек вряд ли бы стал лукавить перед своими корреспондентами из-за куска хлеба, слишком это была мощная и цельная личность.
Some generations of scholars referred to the letters of exile Roman Pope Martin I sent from Taurica to Constantinople in 655; however, there are still many questions there. For example, there are some obvious discrepancies between economic and religious situation formed in Cherson by the 7th century and the way Martin characterized it in his letters. Majority of historians believe that this information is inadequate and of subjective character. As a rule it is connected with psychology of the exile, his advanced age, illnesses and other motives. The author of the article thinks that Pope’s letter can be quite trusted. Pope Martin had a really strong spirit; he was a religious and political leader who in his struggle for restoration of Christian truth rose against the emperor and ecclesiastic hierarchs. He was consciously ready for humiliation, torment, death. Such an outstanding person could hardly be insincere with his correspondents because of a piece of bread; he was a very powerful and solid personality.