У статті розглянуто особливості казкової структури повісті Марка Вовчка “Маруся”, що через
певні історичні обставини вийшла на периферію творчого доробку письменниці. Здійснено
докладний аналіз композиції твору, і це дало змогу відновити баланс між творами-візитівками
1850 – 1860-х років та необтяженою літературознавчою й читацькою увагою повістю “Маруся”.
Досліджено специфіку композиційної трансформації казки, покладеної в основу побудови твору.
Також простежено процес свідомого порушення закону фабульної закритості казки та реалізації
художнього задуму повісті.
The paper deals with the structural peculiarities of the story “Marusya” by Marko Vovchok. This text
belonged to the periphery of the author’s literary work. The detailed analysis of its composition allowed
restoring the balance between well-known author’s works of the 1850s–1860s and “Marusya”. The
specificity of the compositional transformation of the fairy tale, being the structural basis of the story,
has been also explored. Special attention was given to the process of conscious violation of the fairy
tale’s fable law and the realization of the author’s idea in the story.
В статье рассмотрены особенности сказочной структуры
повести Марка Вовчка “Маруся”, которая в связи с
определенными историческими обстоятельствами оказалась
на периферии творчества писательницы. Осуществлен
подробный анализ композиции произведения, и это позволило
восстановить баланс между известными произведениями
1850 – 1860-х годов и не обремененной читательским
вниманием повестью “Маруся”. Исследована специфика
композиционной трансформации сказки, положенной в основу
построения произведения. Также прослеживается процесс
сознательного нарушения закона фабульной закрытости
сказки и реализации художественного замысла повести.