Розглянуто довгі пластини головних уборів зі степових комплексів Скіфії, на яких присутні орнітоморфні зображення. Зроблено спробу ідентифікації птахів та інтерпретації їх семантичного навантаження.
В статье рассмотрены длинные пластины головных
уборов с орнитоморфными изображениями, которые
происходят из комплексов Степного Причерноморья скифского времени. Они встречены в пяти курганах.
При этом мелкие пластинки одежды в виде птиц были найдены в 15 комплексах региона. Было замечено, что
на пластинах головных уборов практически не изображали хищных птиц. Наиболее популярными были
животные семьи вороновых. Встречены также голуби, журавли и гуси. Удалось проследить взаимосвязь
изображенных птиц с сюжетом мирового дерева, которое символизировало помимо прочего богиню-мать и
женское начало. В поддержку этого свидетельствует наличие сюжета только на женских головных уборах.
The article describes the long appliqués of headdresses
from complexes of the Black Sea Steppe of Scythian
time with ornithomorphic images. They were found in
five barrows. At the same time small plates of clothes in
the form of birds were found in 15 complexes in the region.
It was observed that on the appliqués of headwear
practically weren’t depicted birds of prey. The most
popular are the animals of crow family. There were portrayed
also pigeons, cranes and geese. It was possible to
make a correlation between depicted birds and the world
tree, which symbolized among other things the Mother
Goddess and feminine. In support of this thesis testifies
the presence of this plot only on female headdresses.