Актуальність. У сучасних умовах інтеграції з країнами ЄС нормативно-правова база соціально-економічного розвитку регіонів України доповнюється з позицій сприяння децентралізації органів місцевого самоврядування (далі – ОМС) відповідно до європейських вимог реформування вітчизняної економіки. Основними причинами вдосконалення управління регіонами з урахуванням досвіду розвинених країн світу є: незадовільний рівень фінансового забезпечення регіонів України; неналежне розмежування адміністративно-територіальних повноважень; непродуктивний розподіл та перерозподіл доходів і видатків між державою і регіонами, недосконалість управління процесами формування та використання фінансових ресурсів на місцевому рівні. Все це практично унеможливлює збалансований розвиток як регіонів України, так і територіальних громад – основного на сьогодні суб’єкта соціально-економічного прогресу відповідної території.
Мета та завдання. Визначення викликів і загроз стимулювання соціально-економічного розвитку регіонів на засадах фінансової децентралізації.
Результати. У статті наводяться результати теоретичного і практичного дослідження за процесом стимулювання соціально-економічного розвитку регіонів України на засадах фінансової децентралізації. Визначено найбільш значимі проблеми соціально-економічного розвитку України. Розкрито роль державної регіональної політики при розв’язанні цих проблем. Обґрунтовано роль деценталізації як чинника регіонального розвитку. Розкрито суть поняття «децентралізація» та її видів, означено її основну місію. Наведено результати спостережень за процесами фінансової децентралізації органів місцевого самоврядування та територіальних громад. Виявлено позитивні зрушення та загрози щодо стимулювання соціально-економічного розвитку регіонів на засадах фінансової децентралізації.
Висновки. Фінансова децентралізація влади створила нові можливості для розвитку територій через нові підходи до фінансування й управління сферами життєдіяльності громад (освіта та охорона здоров’я), збільшення джерел наповнення місцевих бюджетів, розширення управлінських повноважень ОМС і можливостей щодо державно-приватного та міжмуніципального партнерства, збільшення обсягів підтримки реалізації проектів соціально-економічного та інфраструктурного розвитку територій. Але дискусійними залишаються питання взаємовідносин між такими рівнями як територіальна громада – район – область – держава, фінансування програм розвитку територій. Не підлягають дослідженню питання економічної самодостатності територіальної громади, які змогли б, за умови раціонального використання ресурсної бази, зміцнити її та покращити фінансовий стан. Отже, розвиток територіальної громади на локальному рівні можливий лише за умови формуванні правильної державної політики та політики органів місцевого самоврядування, побудованій на засадах фінансової децентралізації.
Актуальность. В современных условиях интеграции со странами ЕС нормативно-правовая база социально-экономического развития регионов Украины дополняется с позиций проведения децентрализации органов местного самоуправления в соответствии с европейскими требованиями реформирования отечественной экономики. Основными причинами усовершенствования управления регионами с учетом опыта развитых стран мира являются: неудовлетворительный уровень финансового обеспечения регионов Украины; ненадлежащее разграничение административно-территориальных полномочий; непроизводительное распределение и перераспределение доходов и расходов между государством и регионами; несовершенность управления процессами формирования и использования финансовых ресурсов на местном уровне. Все это делает практически невозможным сбалансированное развитие как регионов Украины, так и территориальных общин – основного на сегодняшний день субъекта социально-экономического прогресса определенной территории.
Цель и задачи. Определение вызовов и угроз стимулирования социально-экономического развития регионов на основе финансовой децентрализации.
Результаты. В статье приводятся результаты теоретического и практического исследования процесса стимулирования социально-экономического развития регионов Украины на основе финансовой децентрализации. Определены наиболее значимые проблемы социально-экономического развития Украины. Раскрыта роль государственной региональной политики при решении этих проблем. Обоснована роль децентрализации как фактора регионального развития. Раскрыта сущность понятия «децентрализация» и ее видов, обозначена ее миссия. Приведены результаты наблюдений за процессами финансовой децентрализации органов местного самоуправления и территориальных общин. Выявлены положительные изменения и угрозы относительно стимулирования социально-экономического развития регионов на основе финансовой децентрализации.
Выводы. Финансовая децентрализация власти создала новые возможности для развития территорий посредством новых подходов к финансированию и управлению сферами жизнедеятельности общин (образование и охрана здоровья), увеличения источников наполнения местных бюджетов, расширения управленческих полномочий органов местного самоуправления и возможностей относительно государственно-частного и межмуниципального партнерства, увеличения объемов поддержки реализации проектов социально-экономического и инфраструктурного развития территорий. Однако дискуссионными остаются вопросы взаимоотношений между такими уровнями как территориальная община – район – область – государство; финансирование программ развития территорий. Не рассматривается вопрос экономической самодостаточности территориальных общин, которое смогло б, при условии рационального использования ресурсной базы, укрепить ее и улучшить финансовое положение. Следовательно, развитие территориальной общины на локальном уровне возможно только при условии формирования правильной государственной политики и политики органов местного самоуправления, построенной на основе финансовой децентрализации.
Relevance. In modern conditions of integration with the EU countries, the regulatory framework of the socio-economic development of the regions of Ukraine is supplemented from the standpoint of decentralization of local authorities in accordance with European requirements for reforming the domestic economy. The main reasons for improving regional management, taking into account the experience of developed countries of the world, are: unsatisfactory level of financial support for the regions of Ukraine; improper delineation of administrative-territorial powers; unproductive distribution and redistribution of income and expenses between the state and regions; imperfect management of the processes of formation and use of financial resources at the local level. All this makes the balanced development of both the regions of Ukraine and territorial communities, the main subject of socio-economic progress of a certain territory, virtually impossible.
Goal and tasks. Identification of challenges and threats to stimulate the socio-economic development of regions on the basis of financial decentralization.
Results. The article presents the results of a theoretical and practical study of the process of stimulating the socio-economic development of the regions of Ukraine based on financial decentralization. The most significant problems of socio-economic development of Ukraine are identified. The role of state regional policy in solving these problems is revealed. The role of decentralization as a factor in regional development is substantiated. The essence of the concept of "decentralization" and its types is revealed, its mission is indicated. The results of observations of the processes of financial decentralization of local governments and territorial communities are presented. Positive changes and threats were identified regarding the stimulation of the socio-economic development of the regions based on financial decentralization.
Findings. The financial decentralization of power has created new opportunities for the development of territories through new approaches to financing and managing the areas of community life (education and health), increasing the sources of local budgets, expanding the managerial powers of local governments and opportunities for public-private and inter-municipal partnerships, increasing the volume of supporting the implementation of projects of socio-economic and infrastructural development of territories. However, the issues of relations between such levels as the territorial community – district – region – state; financing of territorial development programs. The issue of economic self-sufficiency of territorial communities is not considered, which could, provided the rational use of the resource base, strengthen it and improve the financial situation. Consequently, the development of a territorial community at the local level is possible only if the correct state policy and the policy of local authorities based on financial decentralization are formed.