З метою підвищення ефективності використання автотрансформатора (АТ) з секціонуванням обвитки у складі трансформаторно-ключових виконавчих структур (ТКВС) стабілізаторів напруги змінного струму виконано мультифізичне моделювання АТ з напівпровідниковим комутатором на виході. Проведено порівняльне оцінювання його з ТКВС, у якого комутатор розміщено на вході АТ. Доведено перевагу за зазначеним показником ТКВС другого типу. Простежено можливість впливу на нього цілеспрямованої зміни позиціонування секцій обвитки АТ.
\
С целью повышения эффективности использования автотрансформатора (АТ) с секционированием обмотки в составе трансформаторно-ключевых исполнительных структур (ТКИС) стабилизаторов напряжения переменного тока выполнено мультифизическое моделирование АТ с полупроводниковым коммутатором на выходе. Проведена сравнительная оценка его с ТКИС, у которого коммутатор размещен на входе АТ. Доказано преимущество по указанным показателям ТКИС второго типа. Прослежена возможность влияния на него целенаправленной смены позиционирования секций обмотки АТ.
In order to increase the efficiency of use of the autotransformer (AT) with tapped winding as a component of the transformer-and-switches executive structures (TSES) of AC voltage stabilizers, multiphysics simulation of the AT with the semiconductor commutator at the output has been fulfilled. The TSES, in which the commutator is placed at the input of the AT, has been compared with the proposed one. The advantage of the proposed TSES for certain parameters have been proven. The possibility of influence of purposeful change of positioning of the winding sections has been tracked.