Целью исследований являлось установление влияния температуры шахтной среды и технологии сооружения бетонных околоштрековых полос на их прочностные характеристики. Исследования проводились методом имитационного моделирования в лабораторных условиях. Установлены зависимости интенсивности набора прочности бетоном под влиянием температурного фактора, а также факторов, обусловленных технологиями сооружения околоштрековых бетонных литой и пакетированной полос. Доказано, что в начальный период времени (1-4 суток после затворения смеси водой), предел прочности бетона в литой полосе на 20-30 % выше, чем в пакетированной. В последующий период прочность бетона в пакетированной полосе превышает его прочность в литой на 20-30 %. Учет установленных зависимостей позволит повысить точность расчетов ограждающей деревянной органной крепи, предохраняющей бетон от разрушения до набора ним достаточной прочности.
Метою досліджень було встановлення впливу температури шахтного середовища і технології спорудження бетонних навколоштрекових полос на їх міцністні характеристики. Дослідження проводились методом імітаційного моделювання в лабораторних умовах. Встановлено залежності інтенсивності набору міцності бетоном під впливом температурного фактора, а також факторів, обумовлених технологіями спорудження навколоштрекових бетонних литої і пакетованої полос. Доведено, що в початковий період часу (1-4 діб після додавання в суміш води), межа міцності бетону в литій полосі на 20-30% вище, ніж в пакетованій. У наступний період міцність бетону в пакетованій полосі перевищує його міцність в литій на 20-30%. Врахування встановлених залежностей дозволить підвищити точність розрахунків огороджувального дерев'яного органного кріплення, яке оберігає бетон від руйнування до набору ним достатньої міцності.
An objective of this research was to study how ambient temperature and technologies of the rib-side concrete monolith tracks erection impact on the track rigidity. To this end, a method of laboratory simulating modeling was used. It was found that intensity of the concrete strength increase depends on temperature factors and factors associated with the technologies of the rib-side concrete monolith and packed tracks erection. It has been proved that during the initial period of time (1-4 days from the moment of tempering a dry concrete mix with water) ultimate concrete strength of the monolith track is 20-30% higher than of the packed track, while later the concrete strength of the packed track is 20-30% higher than the same of the monolith track. Taking into account the established dependencies will be resulted in more accurate calculations of the wooden cutting-off supports which preserve the concrete from early destruction before it gains sufficient strength.