У статті подано результати аналізу процесу становлення та трансформування академічної науки в Україні протягом минулого століття під тиском кількох кардинальних змін у системі відносин суспільно-політичних інститутів. Показано тісний зв’язок між визначальними політичними і соціально-економічними трансформаціями та ключовими змінами в академічній сфері, зокрема у системі її управління, ієрархічній структурі, ресурсному забезпеченні, світогляді та морально-психологічному стані вчених. Окреслено суттєві трансформації, які змінювали обличчя науки в Україні впродовж 1918—1991 років і вплинули на її переформатування у нову історичну епоху. Представлено головні наслідки таких внутрішньосистемних наукових трансформацій, які у вигляді проблем, складних для вирішення як у технічному, так і у психологічному аспекті, склали основоположний вплив на формування наукової системи України після 1991 року.
В статье представлены результаты анализа процесса становления и трансформации академической науки в Украине в течение прошлого века под давлением кардинальных изменений в системе отношений общественно-политических институтов. Показана тесная связь между определяющими политическими и социально-экономическими трансформациями и ключевыми изменениями в академической сфере, в частности в системе ее управления, иерархической структуре, ресурсном обеспечении, мировоззрении и морально-психологическом состоянии ученых. Определены трансформации, которые меняли лицо науки в Украине в течение 1918–1991 годов и повлияли на ее переформатирование в новую историческую эпоху. Представлены основные последствия таких внутрисистемных трансформаций, которые в виде проблем, сложных для решения как в техническом, так и в психологическом аспекте, оказали основополагающее влияние на формирование научной системы Украины после 1991 года.
The article contains results of the analysis into the process of formation and transformation of the Academy science in Ukraine throughout the past century under the pressure of cardinal change in the relations between social and political institutes. The close link between the radical political and socio-economic transformations and key change in the academic sphere — its administration system, hierarchical structure, resourcing, ideology, moral and mental condition of researchers — is shown. The transformations that were changing the face of the Ukrainain science system in 1918–1991 and had impact on its reshaping in the new historic era are highlited. The main consequences of these system transformations that had fundamental effects for formation of the science system in Ukraine after 1991 in form of problems that are difficult to cope with in technical and phychological aspect are demonstrated.