Исследуется величина боковой силы на глиссирующем корпусе в зависимости от угла перекладки руля α. В экспериментах на гидродинамической трубе использовались корпуса круговой цилиндрической формы и серия рулей прямоугольной формы малого удлинения с клиновым профилем сечения. Представлены результаты зависимостей боковой силы Fy(α;λ) от угла перекладки руля α=(0 ... 25)° и удлинения руля λ=l/h=(1 ... 0.2) для чисел Фруда Fr≫3, где наблюдается появление режима рикошетирующего глиссирования. Отмечено снижение эффективности рулей малого удлинения в области λ<0.4 и появление зон потери управляемости в области малых углов перекладки α<(3 - 13)°.
Досліджується величина бічної сили на глісуючому корпусі залежно від кута перекладання руля α. У експериментальна гідродинамічній трубі використовувалися корпуси кругової циліндрової форми і серія рулів прямокутної форми малого подовження з клиновим профілем перерізу. Представлено результати залежностей бічної сили Fy(α;λ) від кута перекладання руля α=(0 ... 25)° і подовження руля λ=l/h=(1 ... 0.2) для чисел Фруда Fr≫3, де відзначається поява режиму рикошетного глісування. Відмічено зниження ефективності рулів малого подовження в області λ<0.4 і поява зон втрати керованості в області малих кутів перекладання α<(3 - 13)°.
The lateral force value on a planing hull is researched in dependence on the fin transposition angle α. In experiments at the hydrodynamic tunnel the hulls having a circular cylindrical shape and series of fins having a rectangular shape with the small aspect ratio and with the wedge type of a section were used. Results of dependencies of the lateral force Fy(α;λ) on the fin transposition angle α=(0 ... 25)° and fin aspect ratio λ=l/h=(1 ... 0.2) are given for the Froude numbers Fr≫3, where appearance of the ricochet planing regime is observed. Reduction of efficiency of the fins with the small aspect ratio in the area λ<0.4 and appearance of zones of loss of controllability in the area of small fin transposition angles α<(3 - 13)° are discovered.