Исследуется боковое движение подводных суперкавитирующих аппаратов, которое рассматривается как возмущение стационарного продольного движения. Метод исследования - компьютерное моделирование динамики самодвижущегося суперкавитирующего аппарата с использованием аппроксимационной модели нестационарной суперкаверны Г.В.Логвиновича. Дан сравнительный анализ эффективности применения трех способов управления для маневрирования суперкавитирующего аппарата по курсу: поворотного дискового кавитатора, имеющего две степени свободы, отклонения вектора тяги движителя и управления типа "bank-to-turn".
Досліджується боковий рух підводних суперкавітуючих апаратів, який розглядається як збурення стаціонарного подовжнього руху. Метод дослідження - комп'ютерне моделювання динаміки саморушного суперкавітуючого апарату з використанням апроксимаційної моделі нестаціонарної суперкаверни Г.В.Логвиновича. Дано порівняльний аналіз ефективності застосування трьох способів управління для маневрування суперкавітуючого апарата за курсом: поворотного дискового кавітатора, який має дві ступені свободи, відхилення вектора тяги рушія і управління типу "bank-to-turn".
The lateral motion of underwater supercavitaning vehicles is investigated as a perturbation of the steady-state longitudinal motion. An investigation method consists in the computer simulation of dynamics of a supercavitating self-propelled vehicle with using the approximation model of an unsteady supercavity by G.V.Logvinovich. The comparative analysis of effectiveness of applying three control strategies for the course maneuvering the supercavitating vehicles given: the rotary disk cavitator having two degrees of freedom, the vectoring thrust, and the "bank-to-turn" control strategy.