Из теории расчета ленточных конвейеров известно, что при увеличении угла наклона боковых роликов увеличивается производительность конвейера. При этом увеличивается сопротивление движению ленты по роликоопорам конвейера. В связи с этим возникает задача определения оптимальных параметров желоба ленты конвейера, при которых погонная нагрузка была бы максимальной. В статье на основании установленной зависимости величины силы сопротивления движению ленты по роликоопорам ленточного конвейера с лентой глубокой желобчатости от параметров лотка ленты и свойств груза поставлена и решена задача оптимального проектирования става конвейера с трехроликовыми и пятироли- ковыми опорами. При этом за критерий эффективности принималась максимальная погонная нагрузка, а ограничением являлся коэффициент сопротивления движению ленты по роликоопорам конвейера от деформации груза. Варьируемыми параметрами в этой задаче оптимизации являлись углы наклона боковых роликов и ширина дна лотка ленты конвейера. Задача решалась методом зондирования варьируемых параметров. При этом для каждого значения варьируемых параметров определялась максимальная погонная нагрузка и соответственно коэффициент сопротивления движению ленты по роликоопорам ленточного конвейера от деформации груза, которые заносились в таблицу. Затем из этой таблицы определялось наибольшее значение погонной нагрузки и соответственно ей минимальный коэффициент сопротивления движению ленты от деформации груза. На основании исследований установлено, что оптимальные углы наклона боковых роликов ленточных конвейеров с лентой глубокой желобчатости, обеспечивающие максимальную производительность конвейера, принимают значения: 40° для трехроликовой опоры и 24°, 40° – для пятироликовой опоры. Кроме того, для конвейеров с трехроликовыми и пятироликовыми опорами оптимальный наклон боковых роликов с лентой глубокой желобчатости в два раза больше оптимальных углов наклона боковых роликов для обычных конвейеров.
З теорії розрахунку стрічкових конвейєрів відомо, що при збільшенні кута нахилу бічних роликів збільшується продуктивність конвейєра. При цьому збільшується опір руху стрічки по роликоопорам конвейєра. У зв'язку з цим виникає задача визначення оптимальних параметрів жолоба стрічки конвейєра, при яких погонне навантаження було б максимальним. В статті на підставі встановленої залежності величини сили опору руху стрічки по роликоопорам стрічкового конвейєра із стрічкою глибокої жолобчатості від параметрів лотка стрічки і властивостей вантажу поставлена і вирішена задача оптимального проектування ставу конвейєра з трьохроликовими і п'ятироликовими опорами. При цьому за критерій ефективності приймалося максимальне погонне навантаження, а обмеженням був коефіцієнт опору руху стрічки по роликоопорам конвейєра від деформації вантажу. Варійованими параметрами в цій задачі оптимізації були кути нахилу бічних роликів і ширина дна лотка стрічки конвейєра. Задача розв'язувалася методом зондування варійованих параметрів. При цьому для кожного значення варійованих параметрів визначалося максимальне погонне навантаження і відповідно коефіцієнт опору руху стрічки по роликоопорам стрічкового конвейєра від деформації вантажу, які заносилися в таблицю. Потім з цієї таблиці визначалося найбільше значення погонного навантаження і відповідно мінімальний коефіцієнт опору руху стрічки від деформації вантажу. На підставі досліджень встановлено, що оптимальні кути нахилу бічних роликів стрічкових конвейєрів із стрічкою глибокої жолобчатості, що забезпечують максимальну продуктивність конвейєра, приймають значення: 40° для трьохроликової опори і 24°, 40° – для п'ятироликової опори. Крім того, для конвейєрів з трьохроликовими і п'ятироликовими опорами оптимальний нахил бічних роликів із стрічкою глибокої жолобчатості в два рази більше оптимальних кутів нахилу бічних роликів для звичних конвейєрів.
From the design theory, it is known that the more is inclination of the side roller the higher is a conveyor output and the more is resistance of the belt motion on the carrying rollers. Thus, a task is to determine optimal parameters for the conveyor belt troughs ensuring maximal linear load. In this article, basing on the established dependence between resistance force of the belt motion in the conveyor with deep belt fluting and tray parameters and weight properties a problem of optimal design of the conveyor line with three- and five-roller supports is set and solved. Maximal linear load was assumed as an efficiency criterion, and a coefficient of resistance of the belt motion on the carrying rollers induced by the weight deformation was assumed as restriction factor. Such parameters as angle of the side rollers inclination and width of the tray bottom were assumed as variables. The problem was solved by probing the variables. For each variable parameter a maximal linear load and, correspondingly, a coefficient of resistance of the belt motion on the carrying rollers induced by the weight deformation were determined and registered in a table. Further, a maximal value of the linear load and, correspondingly, a minimal coefficient of resistance of the belt motion induced by the weight deformation were chosen from this table. The findings shows that optimal inclination of the side rollers in the conveyors with the deep fluting which ensures maximal output for the conveyor is: 400 for the three- and 24°, 40° for the five-roller supports. Besides, optimal inclination of the side rollers in the conveyors with the deep fluting and threeand five-roller supports is as much as twice of the optimal inclination of the side rollers in the conventional conveyors.