Показати простий запис статті

dc.contributor.author Михайлова, Н.Р.
dc.date.accessioned 2024-08-12T16:46:39Z
dc.date.available 2024-08-12T16:46:39Z
dc.date.issued 1998
dc.identifier.citation Тотемістичний культ оленя. Обряд / Н.Р. Михайлова // Археологія. — 1998. — № 3. — С. 65-76. — Бібліогр.: 51 назв. — укр. uk_UA
dc.identifier.issn 0235-3490
dc.identifier.uri http://dspace.nbuv.gov.ua/handle/123456789/197989
dc.description.abstract Стаття присвячена реконструкції тотемістичного культу оленя, який виникає в суспільстві мисливців на оленя і мисливців широколистих лісів і зберігається в ідеології багатьох народів до пізнього середньовіччя. uk_UA
dc.description.abstract На основе этнографических и археологических материалов автор предлагает реконструкцию одного из элементов тотемистического культа оленя — обряда, состоящего из жертвоприношения оленя, сохранения костей и рогов в почетном месте и имитации спаривания оленей. В статье использованы этнографические материалы севера и востока Евразии, Кавказа, Балкан, Шотландии. Археологическими подтверждениями культа оленя в древности являются наскальные изображения, оленьи маски, погребения людей, укрытых оленьими рогами, скопления рогов и погребения оленей. Сформировавшийся в эпоху финального палеолита-мезолита культ оленя представлял собой поклонение оленю как тотемистическому предку — медиатору между человеческим и животным мирами, гаражу плодородия и благополучия. При переходе к воспроизводящему хозяйству олень становится носителем жизнедающей силы, плодородия и бессмертия. Культ оленя имел настолько сильную идеологическую нагрузку, что сохранился в эклектическом религиозном мировоззрении людей, видоизменяясь вместе со сменой формаций, до новейших времен. uk_UA
dc.description.abstract With the help of etnographical and archaeological evidences, the author tries to reconstruct the part of the totemistic deer’s cult — totemistic ritual, which consists of imitation of coupling, offering of a deer and preservation of his bones and antlers in a honourable place. The etnographical evidences of Northern Eastern Eurasian, Caucases, Baleans and Scotland are using in the article. The archaeological dates are: rock paintings, masks with antlers, cemeteries of peoples, covered with antlers, accumulations of antlers and deer’s burials. Cult of the deer was formed in the time of final paleoliths-mesolith. It was worship of a deer — totemistic ancestor, mediator between peoples and animals worlds, guarantor of fertility and wellbeing. After the transition to productive economy, the deer became a bearer of vital power, fertility and immortality. Primitive cult of the deer had huge ideological significance and was kept in the eclectic religious outlook, according to changes of formations till modern times. uk_UA
dc.language.iso uk uk_UA
dc.publisher Інститут археології НАН України uk_UA
dc.relation.ispartof Археологія
dc.subject Статті uk_UA
dc.title Тотемістичний культ оленя. Обряд uk_UA
dc.title.alternative Тотемистический культ оленя. Обряд uk_UA
dc.title.alternative Totemistic cult of a deer. Rite uk_UA
dc.type Article uk_UA
dc.status published earlier uk_UA


Файли у цій статті

Ця стаття з'являється у наступних колекціях

Показати простий запис статті

Пошук


Розширений пошук

Перегляд

Мій обліковий запис