Показати простий запис статті
dc.contributor.author |
Орлов, Р.С. |
|
dc.date.accessioned |
2024-03-20T19:48:19Z |
|
dc.date.available |
2024-03-20T19:48:19Z |
|
dc.date.issued |
1984 |
|
dc.identifier.citation |
Північнопричорноморський центр художньої металообробки у X—XI ст. / Р.С. Орлов // Археологія. — 1984. — Вип. 47. — С. 24-44. — Бібліогр.: 63 назв. — укр. |
uk_UA |
dc.identifier.issn |
0235-3490 |
|
dc.identifier.uri |
http://dspace.nbuv.gov.ua/handle/123456789/196970 |
|
dc.description.abstract |
В статье рассматриваются произведения художественного ремесла X—XI вв. из погребений печенегов и торков в курганах Северного Причерноморья (Одесская, Николаевская, Херсонская и Крымская области). Они представлены наременными украшениями — деталями костюма, которые закреплялись на поясах и конской сбруе. Предлагаются возможные реконструкции размещения металлических деталей. Особое внимание уделено новым находкам (Мирное, Траповка, Новокаменка, Первоконстантиновка, Каланчак). Анализ орнаментального декора позволил выделить три группы украшений, связанных с различными ремесленными традициями. Наиболее ранняя вторая группа (вторая половина Х — начало XI вв.), имеющая много общего в декоре с металлической посудой восточного происхождения (Мирное, Траповка, Тузлы, Булгаково). Одновременно в Причерноморье бытовали наборы украшений, выполненные в городах Южной Руси (Каменка, Котовка). Наиболее поздняя группа, относящаяся к XI— началу XII вв., демонстрирует ориентацию мастеров на византийский стиль (Сарайлы-Кият, Гаевка, Новокаменка).
Спектроаналитический анализ состава сплавов для украшений подтверждает выделенные на основании стилистических и иконографических признаков группы. Состав сплавов для второй группы, связанной с восточными традициями, близок рекомендациям средневековых восточных трактатов. В среднем для «восточной» группы характерно содержание серебра в пределах 58—62, для «византийской» — до 84—89%.
Вес полностью сохранившихся наборов (Новокаменка, Траповка) почти совпадает с весом византийской литры, что заставляет вспомнить контроль за рынком драгоценных металлов, отраженный в запретах «Книги эпарха». Остается недостаточно изученным вопрос о локализации мастерских по производству причерноморских украшений. |
uk_UA |
dc.language.iso |
uk |
uk_UA |
dc.publisher |
Інститут археології НАН України |
uk_UA |
dc.relation.ispartof |
Археологія |
|
dc.subject |
Статті |
uk_UA |
dc.title |
Північнопричорноморський центр художньої металообробки у X—XI ст. |
uk_UA |
dc.title.alternative |
Северопричерноморский центр художественной металлообработки в X—XI вв. |
uk_UA |
dc.type |
Article |
uk_UA |
dc.status |
published earlier |
uk_UA |
Файли у цій статті
Ця стаття з'являється у наступних колекціях
Показати простий запис статті