Наукова електронна бібліотека
періодичних видань НАН України

Приношення одягу в iнгумацiях культури Черняхiв–Синтана-де-Муреш

Репозиторій DSpace/Manakin

Показати простий запис статті

dc.contributor.author Гопкало, О.В.
dc.date.accessioned 2023-12-08T19:01:32Z
dc.date.available 2023-12-08T19:01:32Z
dc.date.issued 2021
dc.identifier.citation Приношення одягу в iнгумацiях культури Черняхiв–Синтана-де-Муреш / О.В. Гопкало // Археологія. — 2021. — №. 2. — С. 33–39. — Бібліогр.: 30 назв. — укр. uk_UA
dc.identifier.issn 0235-3490
dc.identifier.other DOI: https://doi.org/10.15407/arheologia2021.02.033
dc.identifier.uri http://dspace.nbuv.gov.ua/handle/123456789/196019
dc.description.abstract У низці інгумацій культури Черняхів–Синтана-деМуреш предмети одягу та взуття (?) знайдені окремо від кістяка, поблизу нього або у заповненні могили. Досі, згідно з класифікацією поховального інвентарю за його функціональним призначенням, до «приношень» — суспільного внеску до похорону — дослідники зараховували лише м’ясну їжу та посуд, одяг вважався таким, що належав до особистих речей померлого. Укладаючи в могилу додатковий предмет або комплект одягу чи взуття, родичі або/та члени общини могли керуватися наміром забезпечити небіжчика необхідними речами або, навпаки, позбутися його особистих речей. uk_UA
dc.description.abstract В ряде погребений культуры Черняхов–Сынтана-де-Муреш предметы или комплекты одежды или обувь найдены отдельно от скелета, рядом с ним или в заполнении могилы. Согласно классификации погребального инвентаря по его функциональному назначению, одежда принадлежит к личным вещам покойника. Одежда никогда не рассматривалась в качестве самостоятельного социологического признака, а только вместе с сосудами-«приношениями». В данной работе выдвинута гипотеза, согласно которой положение дополнительного предмета или комплекта одежды и/или обуви в погребение является самостоятельным социологическим признаком — признаком погребения высокого социального ранга. Дополнительный предмет, комплект одежды или обуви встречен в 9 погребениях (их описания даны в Приложении). Одежду с фибулой, очевидно, плащ клали в мужские погребения (№№ 3, 7); с двумя фибулами, наподобие римской столы, — в могилы женщин разного возраста (№№ 1, 2, 4, 6, 9). Одежду, сумку или пару обуви положили в изголовье пожилой женщины (№ 8). Перечисленные погребения относятся ко времени не ранее третьей фазы относительной хронологии черняховской культуры, предложенной Е. Л. Гороховским, т. е. ко второй трети IV в. и более позднему времени. Большинство обсуждаемых погребений принадлежало к 3 и 3 «а» археолого-социологическим типам, по Н. М. Кравченко. Исключение составляет погребение Индепенденца 13 2 типа, по Н. М. Кравченко. Положение в могилу «запаса» одежды или обуви былo отражением стремления обеспечить покойника необходимыми вещами — проявлением заботы о покойнике или, наоборот, стремления избавиться от его личных вещей. Вопрос об обуви культуры Черняхов–Сынтана-де-Муреш, о представлениях и верованиях, связанных с обувью заслуживает особого внимания. uk_UA
dc.description.abstract In a number of the Cherniakhiv–Sîntana-de-Mureş culture inhumations items or sets of garment or footwear were found separately from the skeleton, next to it or in the grave filling. According to the classification of grave goods by its functional purpose, a garment belongs to personal things of the deceased. The garment has never been considered as an independent sociological feature, but only together with vessels-“offerings”. In the article, it is hypothesized that placement of additional item or set of garments or footwear in a grave is an independent sociological feature — a feature of a high social ranked grave. The additional items or sets of garment or footwear were found in nine graves (their descriptions are given in the Appendix). The garment with a fibula and probably a cloak were placed in men’s graves (Nos. 3, 7), while clothes with two fibulae, like a Roman stola — in graves of women of different ages (Nos. 1, 2, 4, 6, 9). Clothes, a bag or a pair of shoes were placed next to the head of an elderly woman (No. 8). The listed burials belong to the period not earlier than the third phase of the Cherniakhiv culture relative chronology, proposed by Ye. L. Horokhovskyi, i.e. to the second third of the 4th century and later. Most of the discussed graves belong to the 3rd and 3rd«a» archaeological-sociological types after N. M. Kravchenko. The exception is a grave of Independents No. 13, which belongs to the 2nd type after N. M. Kravchenko. The placement in the grave of a garment stock or footwear was a reflection of intention to provide the deceased with necessary things — a manifestation of care for the deceased or conversely of the intention to dispose from his/her personal things. The question about the Cherniakhiv–Sîntana-de-Mureş culture footwear, about ideas and beliefs connected with it, deserves special attention. uk_UA
dc.language.iso uk uk_UA
dc.publisher Інститут археології НАН України uk_UA
dc.relation.ispartof Археологія
dc.subject Статтi uk_UA
dc.title Приношення одягу в iнгумацiях культури Черняхiв–Синтана-де-Муреш uk_UA
dc.title.alternative Приношения одежды в ингумациях культуры Черняхов–СЫнтана-де-Муреш uk_UA
dc.title.alternative Garments Offerings in the Cherniakhiv–Sîntana-de-Mureş Culture inhumations uk_UA
dc.type Article uk_UA
dc.status published earlier uk_UA
dc.identifier.udc 904.24(4-11)“639”


Файли у цій статті

Ця стаття з'являється у наступних колекціях

Показати простий запис статті

Пошук


Розширений пошук

Перегляд

Мій обліковий запис