Наукова електронна бібліотека
періодичних видань НАН України

Коштовнi метали у свiтогляднiй системi давнiх iраномовних народiв за текстами Авести

Репозиторій DSpace/Manakin

Показати простий запис статті

dc.contributor.author Вертієнко, Г.В.
dc.date.accessioned 2023-12-08T18:49:18Z
dc.date.available 2023-12-08T18:49:18Z
dc.date.issued 2021
dc.identifier.citation Коштовнi метали у свiтогляднiй системi давнiх iраномовних народiв за текстами Авести / Г.В. Вертієнко / Археологія. — 2021. — №. 1. — С. 29–37. — Бібліогр.: 37 назв. — укр uk_UA
dc.identifier.issn 0235-3490
dc.identifier.other DOI: https://doi.org/10.15407/archaeologyua2021.01.029
dc.identifier.uri http://dspace.nbuv.gov.ua/handle/123456789/196007
dc.description.abstract У статті1 надано контекстно-семантичний аналіз випадків застосування слів ‘золото’ zaraniia- (101 раз) та ‘срібло’ ərəzata- (12 випадків) у корпусі Авести (Ясна, Яшти, Відевдат, Аогемадаеча тощо). Контекстуальне коло цих згадок сходить до концептосфери Іншого світу, його об’єктів і мешканців, якими були і померлі. Срібло долучається до золота в авестійських текстах більш пізньої стадії та пехлевійських творах. uk_UA
dc.description.abstract В статье представлен контекстно-семантический анализ случаев применения лексем ‘золото’ (zaraniia-) и ‘серебро’ (ərəzata-) в корпусе авестийских источников (Ясна, Яшты, Видевдат, Аогемадаеча и др.). ‘Золото’ употребляется в Авесте 101 раз. ‘Серебро’ имеет лишь 12 случаев применения, при этом, данный металл всегда контекстуально связан с золотом. Серебро имеет семантическую связь с акватической сферой. Золото является материалом, из которого, по текстам, изготовлены одеяния нескольких божеств (Вайю, Аредви Суры (частично)). Золотые или украшенные золотом атрибуты или орудия имеет ряд богов и героев (Йима, Митра, Веретрагна, Тиштрия, Сраоша). В мифе о Йиме божественные орудия, золотая сувра и позолоченная аштра, наделены репродуктивными свойствами и помогают создать первое царство (Видевдат 2.6—38). Этот идеальный мифический мир превращается в мир потусторонний. Комплекс семантических признаков указывает, что золото имеет непосредственное отношение к Иному миру, куда попадают души праведных умерших, где они получают золотые места, золотую или серебряную одежды (Видевдат 19.31—32; Aog. 12, 17). Эти же представления отображены и в пехлевийских произведениях. Тот факт, что к золоту добавляются серебро и другие «цвета», может свидетельствовать о расширении спектра ценных металлов и проникновения их в сферу заупокойных представлений. В трактате Аогемадаеча (84) серебро-золото (метафора богатства) вместе со скотом, лошадьми и храбростью, включено в систему понятий, относящихся к танатологической концептосфере дозороастрийских представлений древнеиранских племен. uk_UA
dc.description.abstract An overview and contextual-semantic analysis of the cases of usage the lexeme ‘gold’ (zaraniia-) and ‘silver’ (ərəzata-) in corpus of Avestan sources (Yasna, Yashts, Videvdat, Aogəmadaēca, etc.) are provided in the article. ‘Gold’ is used in the Avesta 101 times. ‘Silver’ — only 12 uses, while this metal is always contextually linked with gold. Silver has a semantic connection with the aquatic sphere. Gold is the material from which, according to the texts, the garments of several deities are made (Vayu, Aredvi Sura (partially)). Gold attributes or decorated with this metal tools have a number of gods and heroes (Yima, Mithra, Verethragna, Tishtria, Sraosha) are made completely or partially from it. In the myth of Yima, the divine instruments, the golden suβrā and gilded aštrā, are endowed with reproductive features and help to create the first kingdom (Videvdat 2.6—38). This ideal mythical world turns into the Afterworld. A set of semantic attributes show that gold is directly related to the Otherworld, where the souls of the righteous deceased receive gold places, golden or silver clothes (Videvdat 19.31—32; Aog. 12, 17). The fact that silver and other «colors» are added to gold may indicate the expansion of the spectrum of precious metals and their penetration into the sphere of funeral beliefs. In the treatise of Aogəmadaēca (84), silver-gold (a metaphor of wealth), along with cattle, horses and bravery, is included in the system of concepts related to the Thanatological worldview of the pre-Zoroastrian representations of ancient Iranian tribes. uk_UA
dc.language.iso uk uk_UA
dc.publisher Інститут археології НАН України uk_UA
dc.relation.ispartof Археологія
dc.subject Статтi uk_UA
dc.title Коштовнi метали у свiтогляднiй системi давнiх iраномовних народiв за текстами Авести uk_UA
dc.title.alternative Драгоценные металлы в мировоззренческой системе древних ираноязычных народов по текстам Авесты uk_UA
dc.title.alternative Precious Metals in the Worldview System of Ancient Iranian-Speaking Peoples in the Texts of the Avesta uk_UA
dc.type Article uk_UA
dc.status published earlier uk_UA
dc.identifier.udc [140.8:549.282/283](=11/=2)


Файли у цій статті

Ця стаття з'являється у наступних колекціях

Показати простий запис статті

Пошук


Розширений пошук

Перегляд

Мій обліковий запис