Показати простий запис статті
dc.contributor.author |
Мовша, Т.Г. |
|
dc.date.accessioned |
2023-11-24T16:52:15Z |
|
dc.date.available |
2023-11-24T16:52:15Z |
|
dc.date.issued |
1973 |
|
dc.identifier.citation |
Нові дані про антропоморфну реалістичну пластику Трипілля / Т.Г. Мовша // Археологія. — 1973. — Вип. 11. — С. 3-21. — укр. |
uk_UA |
dc.identifier.issn |
0235-3490 |
|
dc.identifier.uri |
http://dspace.nbuv.gov.ua/handle/123456789/194434 |
|
dc.description.abstract |
Реалистическая антропоморфная пластика — новое художественное направление — известна с последней фазы раннего этапа трипольской культуры (А&). Расцвет ее, как и схематично-реалистичной пластики, относится к концу этапа В II, этапу С I, по периодизации Т. С. Пассек, и совпадает с антропоморфной и зооморфной росписью на керамике.
На основании новых материалов, представляющих в основном находки с поселений развитого и начала позднего Триполья, делается попытка классификации и систематизации реалистической пластики. Устанавливается два художественных направления, по которым статуэтки делятся на статичные и динамичные. Динамичное направление, передающее внутренний характер образа, нашло отражение лишь в моделировке лица и головы.
Некоторые схематично-реалистичные скульптуры по трактовке лиц схожи с пластикой
культуры Гумельница (Старые Каракушаны, Калагаровка).
Очерчиваются контуры нескольких художественных школ реалистической пластики: владимировекая, сушковская, томашевская на Южном Буге, кошиловецкая па Верхнем Днестре и коломийщенская (I) на Среднем Днепре. Намечаются школы и по единичным находкам (Старые Каракушаны, ур. Паньковка).
Реалистическая и схематично-реалистическая пластика отдельных локальных племенных групп отличалась своими особенностями, что было вызвано своеобразием историко-культурного развития каждой из них. Она создает значительный пантеон божеств. Расшифровке в настоящее время подлежат лишь некоторые образы. Это Великая богиня—мать, кормящая грудью младенца (Сушковка), фигурка, видимо, жрицы из Томашевки {1957 г.). Мужская фигурка в шлеме из Кошиловцев передает образ военного вождя, а головка фигурки из Коломийщнны I, поражающая величайшей силой реализма, — вождя племени.
Некоторые скульптуры могли быть божествами — охранителями гончарства, его различных видов производства. По аналогии со схематизированной пластикой можно предположить наличие божеств, связанных с земледельческими культами и металлообработкой. Имеются скульптурные портреты и реальных, живых людей. |
uk_UA |
dc.language.iso |
uk |
uk_UA |
dc.publisher |
Інститут археології НАН України |
uk_UA |
dc.relation.ispartof |
Археологія |
|
dc.subject |
Статті |
uk_UA |
dc.title |
Нові дані про антропоморфну реалістичну пластику Трипілля |
uk_UA |
dc.title.alternative |
Новые данные об антропоморфной реалистической пластике Триполья |
uk_UA |
dc.type |
Article |
uk_UA |
dc.status |
published earlier |
uk_UA |
Файли у цій статті
Ця стаття з'являється у наступних колекціях
Показати простий запис статті