Наукова електронна бібліотека
періодичних видань НАН України

Нові дані про антропоморфну реалістичну пластику Трипілля

Репозиторій DSpace/Manakin

Показати простий запис статті

dc.contributor.author Мовша, Т.Г.
dc.date.accessioned 2023-11-24T16:52:15Z
dc.date.available 2023-11-24T16:52:15Z
dc.date.issued 1973
dc.identifier.citation Нові дані про антропоморфну реалістичну пластику Трипілля / Т.Г. Мовша // Археологія. — 1973. — Вип. 11. — С. 3-21. — укр. uk_UA
dc.identifier.issn 0235-3490
dc.identifier.uri http://dspace.nbuv.gov.ua/handle/123456789/194434
dc.description.abstract Реалистическая антропоморфная пластика — новое художественное направление — известна с последней фазы раннего этапа трипольской культуры (А&). Расцвет ее, как и схематично-реалистичной пластики, относится к концу этапа В II, этапу С I, по периодизации Т. С. Пассек, и совпадает с антропоморфной и зооморфной росписью на керамике. На основании новых материалов, представляющих в основном находки с поселений развитого и начала позднего Триполья, делается попытка классификации и систематизации реалистической пластики. Устанавливается два художественных направления, по которым статуэтки делятся на статичные и динамичные. Динамичное направление, передающее внутренний характер образа, нашло отражение лишь в моделировке лица и головы. Некоторые схематично-реалистичные скульптуры по трактовке лиц схожи с пластикой культуры Гумельница (Старые Каракушаны, Калагаровка). Очерчиваются контуры нескольких художественных школ реалистической пластики: владимировекая, сушковская, томашевская на Южном Буге, кошиловецкая па Верхнем Днестре и коломийщенская (I) на Среднем Днепре. Намечаются школы и по единичным находкам (Старые Каракушаны, ур. Паньковка). Реалистическая и схематично-реалистическая пластика отдельных локальных племенных групп отличалась своими особенностями, что было вызвано своеобразием историко-культурного развития каждой из них. Она создает значительный пантеон божеств. Расшифровке в настоящее время подлежат лишь некоторые образы. Это Великая богиня—мать, кормящая грудью младенца (Сушковка), фигурка, видимо, жрицы из Томашевки {1957 г.). Мужская фигурка в шлеме из Кошиловцев передает образ военного вождя, а головка фигурки из Коломийщнны I, поражающая величайшей силой реализма, — вождя племени. Некоторые скульптуры могли быть божествами — охранителями гончарства, его различных видов производства. По аналогии со схематизированной пластикой можно предположить наличие божеств, связанных с земледельческими культами и металлообработкой. Имеются скульптурные портреты и реальных, живых людей. uk_UA
dc.language.iso uk uk_UA
dc.publisher Інститут археології НАН України uk_UA
dc.relation.ispartof Археологія
dc.subject Статті uk_UA
dc.title Нові дані про антропоморфну реалістичну пластику Трипілля uk_UA
dc.title.alternative Новые данные об антропоморфной реалистической пластике Триполья uk_UA
dc.type Article uk_UA
dc.status published earlier uk_UA


Файли у цій статті

Ця стаття з'являється у наступних колекціях

Показати простий запис статті

Пошук


Розширений пошук

Перегляд

Мій обліковий запис