В работе предпринята попытка на основе анализа исторических источников XIX-начала ХХвв. определить культурную модель семейных отношений у молокан Таврической губернии указанного периода. Автор рассматривает возникновение религиозного направления молоканства как уход от угнетения, поиск освобождения от традиционных канонов официальной православной церкви, от существующих общественно-экономических отношений в крепостнической России. Освобождение от зависимости определяется понятием «эмансипация». В работе рассматривается сущность общественной эмансипации, заложенная в самой идеологии молоканства, которая утверждает равенство всех перед Богом, т.к. всякие внешние знаки отличий, титулы, чины есть суета и противны евангельскому учению. Через призму эмансипации предпринята попытка рассмотреть уклад жизни молоканской общины в целом и молоканской семьи, в частности, отношение молокан к женщине, к детям. В работе также проанализированы примеры гендерного баланса в культурной модели молоканской семьи.
У роботі зроблена спроба на основі аналізу історичних джерел XIX-початку ХХст. визначити культурну модель сімейних відносин у молокан Таврійської губернії зазначеного періоду. Автор розглядає виникнення релігійного напряму молоканства як відхід від гноблення, пошук звільнення від традиційних канонів офіційної православної церкви, від існуючих суспільно-економічних відносин в кріпосницькій Росії. Звільнення від залежності визначається поняттям «емансипація». У роботі розглядається сутність суспільної емансипації, закладена в самій ідеології молоканства, що затверджує рівність всіх перед Богом, тому всякі зовнішні знаки розрізнення, титули, чини є суєта і огидні євангельському вченню. Через призму емансипації зроблена спроба розглянути уклад життя молоканської громади в цілому і молоканської сім'ї, зокрема, ставлення молокан до жінки, до дітей. У роботі також проаналізовано приклади гендерного балансу в культурній моделі молоканської сім'ї.
The article made the analysis of historical sources XIX- early XX centuries. Was determined by the cultural model of family relations Molokans Tauride province this period as an example of emancipation, but not in the traditional sense of the word, but as a liberation from any kind of limitations and dependencies. The author examines the very emergence of religious orientation as Molokanism search of liberation from traditional canons of official Orthodox Church. Molokans in Russia has always been determined in different ways: as splittism, heresy or - Russian Protestantism. The essence of civil emancipation inherent in the ideology Molokanism that any external insignia, titles, rank, contrary to the teachings of the Gospel. And the freedom of public prejudice freedom within the family.
Through emancipation as an attempt to examine the way of life of the Molokan community in general and the Molokan families, in particular, the ratio of the Molokans to the woman, the children. The article also analysed examples of gender balance in the cultural model Molokan family.