Анотація:
В процессе органического обновления мира – эволюции живой материи, еще задолго до возникновения человека, на Земле стали появляться виды, обладающие примитивными формами нервной организации, послужившие развитию первой формы психики живых существ – психики животных. Психика животных, в отличие от психики человека, не обладает сложной структурой, высшими способностями. Однако многое из того, что присуще психике высших животных, присуще и человеку. Более того, на Востоке, в частности в Индии, существуют философские системы, к примеру, различные виды йоги, ставящие так называемое «животное» восприятие выше интеллектуального, дискурсивного восприятия человека в плане духовного познания мира. В рамках восточных философских систем, да и систем западной философии, мыслители всегда стремились к объяснению человеческой субъективности – психического мира, в его совокупности, при этом нередко неявные формы субъективности сводили к физиологическим способностям, проводя параллели с психикой животных. В контексте затронутого вопроса весьма важно разобраться в сущности психики животных и ее принципиальных отличиях от психики человека. Лишь только после этого, на основании исследований в области человеческой субъективности, возможно говорить о структуре психики человека, сущности бессознательного.