Анотація:
В статье изучается важность продвижения “гражданского общества” как составляющей новых форм управления, которые предлагается ввести в ЕС и его государствах-членах. Концепция гражданского общества имела разное значение в
эволюции старых и новых посткоммунистических государств-членов ЕС.
“Гражданское общество” анализируется как форма политической координации
при капитализме; как реформистская идеология оппозиционного процесса при
коммунизме; как легитимирующая демократизацию политика; как идеологическая составляющая неолиберализма в процессе расширения Европейского Союза.
В статье предлагается модель, позволяющая дифференцировать роль дискурса
гражданского общества в трансформации государственного социализма. В постсоциалистических обществах процесс продвижения демократии включал поддержку гражданского общества. В статье показываются и эмпирически анализируются существенные отличия природы организаций гражданского общества
в государствах-членах ЕС (новых и старых) и постсоциалистических странах.
Эти данные указывают на важные изменения в новых странах-членах ЕС. В постсоциалистических странах, где традиционные формы правления ослабли,
организации гражданского общества отличаются значимыми структурными
изъянами, в частности что касается эффективности ассоциаций гражданского
общества как агентов процесса демократизации, а также выражения и отстаивания общественных интересов. Поэтому дальнейшее развитие форм участия
и управления в рамках гражданского общества является частью неолиберальной
экономической и политической программы. Таким образом, в политике ЕС следует уделять большое внимание укреплению демократических государственных
форм управления и координации.