Анотація:
В статье отстаивается позиция преимущественного права социологии (перед
философией и психологией) на изучение смыслов жизни с прикладного и социально-прогностического базиса. Рассматриваются основные причины, обусловившие, по мнению автора, традиции достаточно сдержанного отношения социологической науки к смысложизненной проблематике. Обосновывается целесообразность исследования социальных проблем не только с “ценностной”, но
также и со “смысложизненной” платформы. Приводится ряд аргументов, обосновывающих разночтения в трактовках доминирующих в обществе ценностей, если их анализировать с учетом нахождения/утраты смысла жизни.
Указывается на создание в обществе своеобразного “культа” правильного
смысла жизни. При этом отмечается, что созданию данного “культа” в историческом плане способствовали все мировые религии и доминирующие после начала процесса секуляризации мировые идеологии. Фактически имеет место
тождественность ключевых позиций в отношении “правильного”, “истинного”
смысла жизни среди абсолютного большинства ключевых разновидностей религиозно-идеологического фундамента человечества. В то же время влияние
традиции культивирования правильных смыслов жизни на социум и самоопределение личности противоречиво, если учесть фактические условия жизнедеятельности. Высказывается ряд доводов в пользу более детального исследования смыслов жизни в период глобализации. В частности, в связи с существенным влиянием глобализационных процессов на деформирование, а нередко и десакрализацию традиционных смысложизненных установок.