У статті викладено методологічні засади подолання диспропорцій розвитку підприємницького сектору як складової сталого розвитку економіки України. Ці підходи є базою для розробки методики подолання диспропорцій підприємницького сектора, в якій має бути передбачено нівелювання дії диспропорційних чинників: правових недосконала та нестабільна нормативна-правова база; політичних недоліки чинної соціально-економічної політики, орієнтованої переважно на аграрний характер реальної економіки; економічних високі тарифи і ціни на продукцію та послуги природних і локальних монопольних структур; нестабільність і фіскальний характер системи оподаткування, наявність податку на внутрішнє споживання (ПДВ), що робить невигідним технологічне виробництво в промисловості, стимулюючи експорт сировини та напівфабрикатів; зростання тарифів за оренду землі, транспортні послуги, тощо; фінансових практична відсутність системи самофінансування, (кредитні спілки, товариства взаємного страхування); практична відсутність кредитування банками реальної економіки, в т.ч. жорсткі вимоги до малих підприємницьких структур з надання гарантій повернення кредиту через відсутність тривалої кредитної історії і підвищених ризиків; відсоткові ставки за кредитами, що значно перевищують рівень рентабельності виробничих підприємств; відсутність доступу до іноземних інвестиційних, кредитно-фінансових ресурсів; соціаль - них відсутність справедливої системи трудових відносин та соціального захисту підприємців і працівників, відповідної ринковим вимогам; знеособленість страхових фондів (внески поступають не на персоніфіковані рахунки платника, а до загального фонду); організаційних недостатньо ефективна інституційна інфраструктура державної і регіональної підтримки (неефективність і незабезпеченість фінансовими ресурсами програм підтримки малого та середнього підприємництва, низька роль об'єднань підприємців у їх розробці); наявність адміністративних бар'єрів (труднощі при реєстрації, закритті, сертифікації, ліцензуванні, отриманні інших дозвільних документів); численні перевірки різних контролюючих органів.
В статье изложены методологические основы преодоления диспропорций развития предпринимательского сектора как составляющей устойчивого развития экономики Украины. Эти подходы являются базой для разработки методики преодоления диспропорций предпринимательского сектора, в которой должно быть предусмотрено нивелирование действия диспропорциональных факторов: правовых - несовершенная и нестабильная нормативная правовая база; политических - недостатки действующей социально-экономической политики, ориентированной преимущественно на аграрный характер реальной экономики; экономических - высокие тарифы и цены на продукцию и услуги естественных и локальных монопольных структур; нестабильность и фискальный характер системы налогообложения, наличие налога на внутреннее потребление (НДС), что делает невыгодным технологическое производство в промышленности, стимулируя экспорт сырья и полуфабрикатов; рост тарифов за аренду земли, транспортные услуги и т.д.; финансовых - практическое отсутствие системы самофинансирования, (кредитные союзы, общества взаимного страхования); практическое отсутствие кредитования банками реальной экономики, в т.ч. жесткие требования к малым предпринимательским структурам по предоставлению гарантий возврата кредита (из-за отсутствия длительной кредитной истории и повышенных рисков); процентные ставки по кредитам, значительно превышающие уровень рентабельности производственных предприятий; отсутствие доступа к иностранным инвестиционным, кредитно-финансовым ресурсам; социальных - отсутствие справедливой системы трудовых отношений и социальной защиты предпринимателей; обезличенность страховых фондов (взносы поступают не на персонифицированные счета плательщика, а в общий фонд); организационных - недостаточно эффективная институциональная инфраструктура государственной и региональной поддержки (неэффективность и необеспеченность финансовыми ресурсами программ поддержки малого и среднего предпринимательства, низкая роль предпринимателей в их разработке); наличие административных барьеров (трудности при регистрации, закрытии, сертификации, лицензировании, получении других разрешительных документов); многочисленные проверки различных контролирующих органов.
The article describes the methodological basis to overcome the imbalances of the business sector as a pillar of sustainable economic development of Ukraine. These approaches are the basis for the development of techniques to overcome the imbalances of the business sector, which should provide the leveling action disproportionate factors: legal - imperfect and unstable legal and regulatory framework; political - the current shortcomings of the socio-economic policy focused mainly on the agricultural character of the real economy; economic - high tariffs and prices for the products and services of natural monopolies, and local agencies; instability and fiscal nature of the taxation system, the presence of domestic consumption taxes (value added tax), which makes unprofitable production technology in the industry, stimulating the export of raw materials and semi-finished products; the rising cost of land rent, transportation, etc .; financial - the virtual absence of self-financing (credit unions, mutual insurance companies); the virtual absence of lending by banks the real economy, including stringent requirements for small entrepreneurial structures for providing guarantees repayment of the loan (due to lack of long-term credit history and increased risk); interest rates on loans is much higher than the level of profitability of industrial enterprises; lack of access to foreign investment, credit and financial resources; social - lack of a fair system of labor relations and social protection of entrepreneurs; impersonality insurance funds (contributions come not personalized the payer's account and the general fund); organizational - the lack of effective institutional infrastructure of the state and regional support (inefficiency and insecurity of financial resources programs to support small and medium enterprises, low role of entrepreneurs in their development); administrative barriers (difficulties with registration, closing, certification, licensing, obtaining other permits); numerous inspections of various regulatory bodies.