Статтю присвячено розгляду розбіжностей в оцінках хронологічної позиції та статусу городоцько-здовбицької культури.
Хотя выделенная И.К. Свешниковым городокско-здолбицкая культура заняла прочное место в систематике древностей Западной Волыни, в археологии Европы она фигурировала сначала как восточное проявление культуры ХлопицеВеселе, а теперь — как локальный (восточный) вариант межановицкой культуры. Таким образом, не только отрицается таксономическая позиция городокско-здолбицкой культуры, но она рассматривается и как относительно кратковременное явление. Истоки такой оценки городокско-здолбицкой культуры кроются в несовершенной ее периодизации. Но ее длинный век не вызывает сомнений, что подтверждено и культурно-хронологической дифференциацией бифасиальных орудий, осуществленной Е. Либера. Между межановицкой и городокско-здолбицкой культурами имеются существенные различия, которые проявляются в погребальном обряде, некоторых формах керамики и стиле ее орнаментации, жилищно-бытовых комплексах. Они указывают на иные пути формирования городокско-здолбицкой культуры, чем просто вследствие оккупации Волыни межановицким населением.
lthough Horodsko-Zdovbytska culture singled out by I.K. Sveshnikov occupies a firm place in the system of Western Volyn antiquities, in European archaeology it appeared first as an eastern version of Chłopice-Veselé culture, and now as a local (eastern) variant of Mezhanovytska culture. In that way not only the taxonomic position of Horodsko-Zdovbytska culture is denied, but it is also viewed as a relatively short-term phenomena. The roots of such appraisal of Horodоtsko-Zdovbytska culture lay in its imperfect division into periods. However, its long existence does not raise doubts, and is proved by cultural and chronological differentiation of bi-facial tools developed by E.Lieber. There are significant discrepancies between Mezhanovytska and Horodsko-Zdovbytska culture, set in the funeral rite, some forms of ceramics and its ornamentation style, and in dwelling and husbandry structures. They indicate other ways of the Horodsko-Zdovbytska culture development than merely the result of the occupation of Volyn by the Mezhanovytska culture population.