Висвітлено рідкісну категорію скляної продукції — розписні медальйони IV—III ст. до н. е., які трапляються у жіночих похованнях на Боспорі та у Скіфїї.
В статье дается комплексная характеристика стеклянных расписных медальонов IV—III ст. до н.э., найденных на Боспоре и в некоторых богатых женских скифских погребениях. Условия находок и тематика сюжетов (грифон, кентавр, Афродита, Деметра и Кора-Персефона в ипостаси богинь подземного мира, Аполлон) свидетельствуют, что подобные артефакты служили амулетами для защиты умерших в потустороннем мире. Количественный спек тральный анализ навесок стекла от амулетов, происходящих из скифского погребения у с. Привольное, показал, что стекло сварено в традициях античной средиземноморской школы (песок + натуральная сода + известь) и обесцвечено с помощью сурьмы. Анализируемые медальоны относятся к наиболее ранним образцам, выполненным в технике росписи минеральными красками по холодному стеклу. Поскольку в крупных северопричерноморских центрах производилась расписная керамика и практиковалась архитектурная роспись, автор не исключает, что привозные стеклянные полуфабрикаты были расписаны боспорскими или заезжими художниками в соответствии с запросами и вкусами местной знати.
The article presents a complex description of glass painted medallions of the 4th—3rd centuries BC found in Bosporus and in some rich women’s Scythian burials. Circumstances at finding and themes of plots (griffin, centaur, Aphrodite, Demeter and Kore-Persephone in hypostasis of goddesses of the beyond, and Apollo) testify that such artefacts were used as amulets to protect the dead in the other world. Quantitative spectral analysis of glass pendants of amulets from a Scythian burial near the village of Pryvilne showed that the glass was produced in traditions of Ancient Mediterranean school (sand + natural soda + lime) and discoloured with antimony. Analysed medallions belong to theearliest items made in painting technique with usage of natural paints over cold glass. Taking into account that in big Northern Pontic centres painted ceramics were produced and architectural paintings were practiced, the author does not exclude that imported half-finished glass products were painted by Bosporan or visiting painters according to the demands and tastes of the local nobility.