Рассмотрены задачи, решение которых необходимо для обоснования применимости метода локального замораживания технологической жидкости в трубопроводных системах АЭС при проведении гидроиспытаний или ремонтных работ. Представлены результаты определения давления льда на внутреннюю стенку трубопровода от намороженной в нем ледяной пробки и оценено сопротивление ее смещению при нагружении трубопровода давлением жидкости. Предложена методика и описан экспериментальный стенд для определения влияния термоциклирования (293 ↔77 К) на механические характеристики материала элемента натурного трубопровода при многократном намораживании в нем ледяных пробок и последующем нагружении испытательным давлением в условиях, максимально приближенных к реальным.
Розглянуто задачі, які необхідно вирішити для обгрунтування можливості застосування методу локального заморожування технологічної рідини в трубопровідних АЕС при проведенні гідровипробувань чи ремонтних робіт. Представлено результати визначення тиску льоду на внутрішню стінку трубопроводу від намороженої в ньому льодової пробки і оцінено опір пробки зміщенню її при навантаженні трубопроводу тиском рідини. Запропонована методика та представлено опис експериментального стенду для визначення впливу термоциклювання (293 ↔ 77 К) на механічні характеристики матеріалу елемента натурного трубопроводу при багаторазовому наморожуванні в ньому льодових пробок і наступному навантаженні випробувальним тиском за умов, що максимально наближенні до реальних.
A problem whose solution is required for the justification of applicability of the method of local freezing of process liquid in pipeline systems of NPPs during hydrotesting or in the case of repairs was considered. Results of determining the pressure of ice frozen up in the pipelines on their inner walls are presented and the resistance of the frozen up ice to displacement was estimated under loading of the pipeline by pressure of liquid. A procedure was offered and an experimental bench for determining the temperature cycling effect (293 ↔ 77K) on mechanical characteristics of the material of an element of full-scale pipelines was described during multiple freezing-up of the pipeline and its subsequent loading by testing pressure under the conditions as close as possible to the actual ones.