В статье исследованы особенности поэтики “московского текста” И.С. Шмелева на
материале рассказа “Голуби” (1918). Выстраиваемая в рассказе “Голуби” микромодель
“московского текста” формируется конституирующими элементами поэтики: пространственные
локусы, исторические ориентиры, нераздельно связанные с совмещением трех концептов, выбор
специфического героя, акцент на женской ипостаси в облике столицы, важность литературной
составляющей образа Москвы, которые позволяют говорить как о существовании категории
“московского текста” в творчестве И.С. Шмелева, так и о его особенностях.
Ключевые слова: “московский текст”, локус, третий Рим, град Китеж, традиция.
У статті досліджено особливості поетики “московського тексту” І.С. Шмельова на матеріалі
оповідання “Голуби” (1918). Побудована в оповіданні “Голуби” мікромодель “московського тексту”
формується конституюючими елементами поетики: просторові локуси, історичні орієнтири,
пов’язані зі з’єднанням трьох концептів, вибір специфічного героя-москвіча, акцентування жіночої
іпостасі у формуванні обрису столиці, котрі дозволяють говорити як про виділення категорії
“московського тексту” у творчості І.С. Шмельова, так і про його особливості.
Ключові слова: “московський текст”, локус, третій Рим, град-Кітеж, традиція.
The article is devoted to the investigation of Shmelev’s poetics of “moscow text” on the material of
the story “Pigeons” (1918). The micromodel of the story “Pigeons” is formed by the elements of poetics
such as: charecteristic locuces, the historic periods, coexistance of three concepts, the stress on the
female’s image of Moscow. These elements allow to form the category of “moscow text” and its peculiarities.
Keywords: “moscow text”, locus, third Rome, Kitezh-grad, tradition.