У статті йдеться про життя дітей і підлітків у минулому на територіях, які в другій половині XVIII ст. зазнали інтенсивних імперських реформ. Діти в заможних родинах під час навчання і дозвілля перебували під турботливим наглядом няньок і вчителів. Натомість селянських дітей змалку привчали до хатньої і господарської роботи. Збереглися відомості про деякі ігри, які підтверджені етнографічним матеріалом пізніших часів. Наявні свідчення виявляють вплив мілітаризації й азартних ігор на дитячі забавки. Залишається відкритим основне питання: чи дійсні дані з джерел XVIII ст. і для пізнішого часу, і чи не набули ігри та іграшки нового, інакшого змісту і значення?
В статье рассматривается вопрос о проведении времени ребёнком и подростком на территориях, которые во второй половине XVIII в. попали под интенсивные имперские преобразования. Дети из зажиточных семей во время учёбы и на досуге находились под заботливым присмотром нянь и учителей, тогда как детей крестьян с малых лет приучали к домашней и хозяйственной работе. Сохранились сведения об отдельных играх, которые подтверждаются этнографическими материалами более позднего времени. Имеющиеся сведения показывают влияние милитаризации и распространения азартных игр на детские забавы. Остаётся открытым основной вопрос: действительны ли сведения из источников ХVІІІ в. и для более позднего времени, и не получили ли игры и игрушки нового, иного содержания и значения?
The article deals with the child life on the Ukrainian lands within the Russian Empire under the time of state reforms of the late 18th century. N oble born children were educated under surveillance of nurses and teachers with a plenty of walking. Peasant born children spent almost all the time at work ouside the village. Collected data has proved the spread of militaristic and hazard games among the children. The question arises whether the source material from the 18th century could be applied as well to the latest periods of time and whether those games have gradually obtained a new meaning.