У статті йдеться про сучасні етнокультурні (-мовні, -політичні) процеси в середовищі українців румунського адміністративного повіту Марамуреш. Автор торкається політичної історії Мараморощини, аналізує внесок дослідників у вивчення цього історико-географічного регіону. Сучасна етнокультурна ситуація подана за матеріалами польових етнографічних експедицій, які проводилися впродовж 2001–2009 років. У дослідженні приділяється увага таким питанням, як становище у сфері мови та освіти, стан збереження матеріальних і духовних традицій, вживані етноніми українців-русинів, діяльність громадських організацій краю, етноміграційні процеси тощо. Автор приходить до висновку про поступову асиміляцію українців Румунії, незважаючи на консерватизм місцевої української спільноти.
В статье рассматриваются современные этнокультурные (-языковые, -политические) процессы, которые протекают в среде украинцев румынского административного округа Марамуреш. Автор касается политической истории Мараморощины, анализирует труды исследователей, посвящённые этому историко-географическому региону. Современная этнокультурная ситуация подаётся по материалам полевых этнографических экспедиций, которые проводились на протяжении 2001–2009 годов. В исследовании уделяется внимание таким вопросам, как ситуация в сфере образования и языка, степень сохранности материальных и духовных традиций, используемые этнонимы украинцев-русинов, деятельность общественных организаций края, этномиграционные процессы и т. д. Автор приходит к выводу о постепенной ассимиляции украинцев Румынии, несмотря на консерватизм местного украинского общества.
The article deals with the modern ethnocultural (-linguistic, -political) processes among the Ukrainians of the Romanian district Maramureş. The author concerns a political history of Maramureş and analyzes the researchers’ works regarding this hisrorical geographical region. The modern ethnocultural situation is observed based on the etnographical field materials, received in 2002–2009. The attention is paid to such points as an educational and linguistic situation, safety of the local Ukrainian material and spiritual traditions, Ukrainian-Rusyn ethnonyms, regional public organizational activities, ethnomigrational processes, etc. The author concludes about the gradual assimilation of the Romanian Ukrainians despite of local Ukrainian conservativeness.