Статтю присвячено проблемі існування кінської вузди з щитковими псаліями, легких бойових колісниць і соціальної верстви воїнів-колісничих у середовищі носіїв бабинської культури першої чверті ІІ тис. до Р. Х.
В статье обсуждается проблема принадлежности бабинской культуры к кругу так называемых культур боевых колесниц. Основное внимание уделено критике источников, традиционно привлекаемых для доказательства бытования в культуре Бабино конной колесницы, активного использования ее в военном деле и существования в их обществе социальной страты воинов-колесничих. Анализ археологических данных показал, что в замкнутых комплексах культуры Бабино ни разу не найдены псалии. С бабинской культурой можно лишь предположительно связывать дисковидные псалии с шипами из Трахтемирова и Богуслава, а также осторожно привлекать для анализа псалий из Каменского поселения, учитывая культурно-хронологическую параллельность Каменской культурной группы с культурой Бабино. Все находки прямоугольных с желобчатым сечением псалиев следует исключить из списка бабинских. Погребальный ритуал культуры Бабино не имеет тех знаковых признаков, которые характерны для «культур колесниц»: колесниц, упряжных лошадей, узды и специального вооружения. Учитывая пространственно-географическое расположение бабинской культуры в степном коридоре по соседству с культурами, в которых зафиксировано существование конных колесниц, можно допускать, что, вероятно, ее носители также были знакомы с этим изобретением. Однако говорить о сферах и степени использования конной колесницы бабинским населением Северного Причерноморья, в том числе в военном деле, нет никаких оснований. Характер и ограниченность источников оставляют проблему «колесничества» в культуре Бабино открытой.
The article deals with the problem of attribution of the Babynska culture to the group of so-called «chariot cultures». Principal attention is paid to criticism of the sources traditionally engaged in proving the existence of chariots in the Babynska culture, which were actively used in the trade of war and the existence in their society of social strata of charioteers. The analysis of the archaeological data has shown that psalia were never discovered in closed complexes of the Babino culture. One can only presumably attribute disc psalia with spikes from Trakhtemyriv and Bohuslav to the Babynska culture. Taking into consideration cultural and chronological parallelism of the Kamenska cultural group and Babynska culture one can carefully involve the psalium from the Kamenske settlement into the analysis. All finds of rectangular psalia with grooved section should be excluded from the list of Babynska artifacts. Funerary rite of the Babynska culture do not possess any of those features characteristic of the «chariot cultures»: chariots, draught horses, bridles and special armament. In view of the geographic position of the Babynska culture in the steppe «corridor» near the cultures where the horse-driven chariots were proved to have existed, one may assume that its bearers were also familiar with this invention. However, there is no ground to judge upon spheres and extent of application of horse chariots by the Babino population of the Black Sea North Region in warfare. The character and scantiness of sources leave the question of «chariotism» in Babynska culture open to discussion.