У статті розглянуто гіпотезу про виникнення «ідеологічної спільноти» ранньобронзової доби, яку дослідники традиційно сприймають як єдину археологічну культуру.
Анализ основных компонентов ямной культурно-исторической области показывает, что лишь общность мировоззрения и религиозно-мифологических представлений объединяет население раннебронзовой эпохи, проживавшей на огромной территории. Отразившись в археологических реалиях как единство, унификация погребальной обрядности, «новая идеология» стала основой для выделения культуры или культурной области, таковую собой не представляющую. Эти мировоззренческие взгляды формировались и начинали распространяться в кризисный период, последовавший за распадом Балкано-Карпатской металлургической провинции. Последствия кризиса проявились не только в ареале провинции, но и далеко за ее пределами, на огромной территории от Дуная до Урала. В дальнейшем, с угасанием теперь уже ЦМП менялись и религиозно-мифологические представления скотоводческого мира Степи, что снова отразилось в погребальных ритуалах.
The analysis of the major components of the grave cultural and historical region has shown that only common ideology and religious and mythological ideas united the Early Bronze population that lived over a large territory. Having shown itself in the archaeological reality as unanimity and unification of burial rites, «new ideology» served as a basis for distinguishing a culture or a cultural region not actually being such. This ideology formed and began propagating during the crisis, which followed disintegration of Balkan-Carpathian métallurgie province. The consequences of the crisis became apparent not only on the territory of the province, bur far beyond its boundaries, over a large territory between the Danube River and the Ural Mountains. Further on, with the extinction of Circumpontikc métallurgie province, the changing religious and mythological views of the cattle-breeding steppe population again had effect on the burial rites.