Статтю присвячено критичному аналізу питання про будівельні залишки, відкриті на території античної Тіри, що їх інтерпретовано як ранньосередньовічний християнський храм-базиліку.
Статья посвящена критическому анализу атрибуции помещения №610, раскопанного в 1996—1999 гг. на территории античной Тиры, в качестве раннесредневекового христианского храма-базилики, которая была предложена Т.Л. Самойловой и В. Кожокару. На основании всего комплекса материалов (строительных остатков и архитектурных деталей), автор приходит к выводу, что это помещение нет никаких оснований использовать для доказательства продолжения жизни на территории города после IV в., рассматривать в качестве христианского храма-базилики середины—второй половины I тыс. н. э., а следовательно, связывать с христианизацией населения Северо-Западного Причерноморья и сопредельных территорий в период раннего средневековья. Выводы Т.Л. Самойловой и В. Кожокару, сделанные без надлежащего анализа археологического материала, несостоятельны и не могут быть использованы для серьезных исторических реконструкций.
The article presents a review of attribution of Room 610 excavated in 1996—1999 at the territory of the ancient Tyras. The author doubts its interpretation suggested by T.L. Samoilova and V. Kozhokaru as an Early Medieval Christian basilica. Basing on the study of the whole assemblage of materials (building remains and architectural fragments) the author comes to a conclusion that there is no reason to use this room as an evidence of life on the territory of the city after the IV century, to regard it as a Christian basilica dating from the middle — second half of the I millennium AD, and consequently to connect it with christianisation of the Black Sea North-West Region and adjacent territories in the Early Medieval period. The inference made by T.L. Samoilova and V. Kozhokaru without proper analysis of archaeological material is groundless, and cannot be applied to serious historical reconstruction.