У статті зроблено спробу реконструкції релігійних уявлень племен культури Середньої Наддніпрянщини за матеріалами могильників.
В статье впервые делается попытка реконструкции основных элементов мировоззрение племен зарубинецкой культуры на основании исследования погребальных комплексов. Прослежена взаимосвязь ориентации и расположения погребений и могильников с представлениями о загробном существовании, а также соотношение обряда сожжения с захоронением кальцинированных костей в могиле, наделением их ритуальной пищей и инвентарем как отражение верований в трехчленную структуру души. Предпринята попытка интерпретации погребений «кенотафных», «аномальных», с кальцинированными костями человека и животного, только животного. Рассмотрены возможности семантического анализа орнаментации сосудов и фибул.
His the first attempt to reconstruct main elements of ideology of tribes, carriers of the Zarublnets culture, proceeding from the study of burial assemblages. It is found that there is an interrelation between orientation and arrangement of burials and sepulchres on the one hand, and imagination of the next world, on the other hand. It is also observed that the rite of cremation with burial of calcinated bones in a grave supplied with the ritual parting food grid stock reflected the belief into a three-member structure of a soul. An attempt is made to interpret« «Kenotaphous*. «anomalous* burial places, as well as burial places with calcinated human and animal bones and with only animal bones. Potentialities of the semantic analysis of ornamentation of vessels and fibules are discussed.