Анотація:
Изучение отдельных компонентов цивилизации как социокультурных систем и генезиса структур этого типа как целостных организмов предусматривает привлечение различного рода источников, в том числе археологических. Связь предмета археологической науки с миром культуры, на первый взгляд, лежит на поверхности, на самом деле она является многомерной, а иногда сильно опосредованной. Разработки советских культурологов существенно продвинули проблему определения понятия культуры, которая рассматривается в первую очередь как система регулятнвов человеческой деятельности, которая существует в формах внешней (объективизированной) и внутренней (субъективизированной) предметности.
Археологические материалы представляют собой выборку культуры, которая когда-то реально существовала, в ее предметно-продуктивном аспекте. Этот факт требует пристального внимания к культурологическим разработкам, так как именно они позволяют определить информационные возможности археологии. Именно культурологический подход позволяет нам сделать вывод, что археологическая культура — не искусственное классификационное образование, а объективная реальность.
Культура есть фундаментальное понятие археологической систематики, которая предшествует исторической интерпретации. Поэтому определение археологической культуры должно основываться на материалах археологии. Археологическая культура определяется как реально существующая совокупность связанных между собой артефактов, ограниченных в пространстве и времени. В таксономической системе она выступает следующим за типом и признаком понятием: если тип образуется совокупностью признаков, то культура — совокупностью типов. Система горизонтальной иерархии включает локальный вариант, культуру, культурную общность.
Археологические материалы содержат информацию доя изучения способа жизни и жизнеобеспечения древних обществ, которые поддерживают функционирование всей культуры и общественной системы как мегакомплекса. Именно предметный аспект повседневной жизни древних людей изучается археологами. Способ жизни позволяет изучать общие закономерности в их конкретном разнообразии. Поскольку археология изучает древние культуры в их предметно-продуктивном аспекте, она может ярко отразить предметный мир культуры. В этом направлении открываются новые перспективы изучения археологических материалов.
Культурология позволяет подойти к изучению динамики и внутреннего содержания процесса культурогенеза, который определяется взаимодействием старого и нового, традиций и инноваций. Эти явления находят отражение в археологическом материале. Культурологический аспект имеет большое значение и при изучении процесса формирования первых цивилизаций.