Анотація:
В статье на новых материалах, полученных в последние годы, прежде всего из поселений трипольско-кукутенской общности (Жвансц-Щовб, Брынзены-Цыганка, Великая Слободка, урочище Хрещате II), рассматривается важная проблема взаимоотношений Триполья-Кукутени с носителями двух крупных общностей Центральной Европы — культура воронковидных кубков (КВК) и культура шаровидных амфор (КША), а также хронологическое соотношение их памятников.
На основании анализа источников советских и польских исследователей автор приходит к следующим принципиально важным выводам.
1. Опровергается существующее мнение о непосредственных связях Триполья-Кукутени с носителями квк только в пограничной контактной зоне. В действительности они охватывали и более южные районы коренной трипольско-кукутенской территории и юго-восточной части КВК в бассейне Верхней Вислы.
2. Взаимоотношения КВК и Триполья-Кукутени на протяжении всего времени были стабильны и ограничивались лесостепными племенами двух генетически связанных поздиетрипольских локальных вариантов — Жванецкого и городско-касперовского.
3. Во взаимосвязях намечаются две хронологические фазы продолжительностью около 200 лет каждая. Ранняя фаза отражает взаимосвязи КВК с общинами Жванецкого локального варианта переходного этапа от СI к СII. Они охватывали Верхний Днестр, северную часть Среднего Днестра (Жванец-Щовб), распространялись и юго-западней, достигая Левобережья Среднего Прута (Брынзены-Цыганка). Данные
о связях с населением Волыни в это время пока не зафиксированы. Последняя фаза взаимоотношений связана с общинами касперовской группы городско-касперовского локального этапа С II. Ориентации, видимо, ограничивались Западной Волынью, Верхним Поднестровьем, а на территории Польши бассейном Верхней Вислы.
4. Центральный путь в трипольско-кукутенском регионе проходил по Днестру. Восточная Волынь была далекой периферийной зоной.
5. Новые источники вносят коррективы в существующие представления о хронологическом соотношении Триполья-Кукутени и КША, а также возможность и степень контактов между ними. Они свидетельствуют о связях носителей КША с племенами памятников касперовской группы городско-касперовского локального варианта (Великая Слободка, урочище Хрещате II), Малые Дорогостаи (урочище Гайок), Товтры (урочище Брамка), что нашло отражение в трансформации элементов орнамента керамики КША в Триполье-Кукутени.