Анотація:
В статье рассматриваются памятники художественной металлообработки из дружинных погребений преимущественно Чернигова и его окрестностей, датируемые исследователями в пределах X в. Особо следует отметить серию однотипных листовидных блях, применявшихся для украшения конской сбруи. Выделен ведущий мотив орнаментального декора — мотив цветка и его 99 признаков. Декор рассматриваемых памятников имеет ближайшие аналогии в художественном металле Венгрии и в декоре некоторых памятников евразийской торевтики. При сопоставлении мотивов использован показатель сходства. Это позволило представить художественно-ремесленные традиции региональных южнорусских мастерских и выделить две школы — А и Б.
Орнаментальный декор школы А прослежен в наременных украшениях из Чернигова, Табаевки, Шестовиц и на аналогичных изделиях из Киева. Школа А имеет общую с венгерскими памятниками традицию декора среднеазиатского или степного, происхождения. Спектроаналитический анализ украшений позволил выделить 12 рецептов сплавов с преобладанием оловянно-свинцовой лигатуры. Необычным является легирование серебром (от 0,3 до 5%) или серебром и оловом. Находки наременных украшений с признаками школы А в Гнездове, Южном Приладожье, Прибалтике и Скандинавии свидетельствуют об участии южнорусских ремесленников в распространении данных типов украшений по торговым путям. Изделия северного происхождения из Шестовиц отличаются не только декорам, но и рецептурой сплавов (цинково-свинцовая лигатура). Развитие декора школы А наблюдается с конца IX—начала X в. до конца X в.
Традиции декора школы Б отчетливо прослеживаются с 50—70-х годов X в., которыми датируются наиболее яркие памятники, в том числе и оковки ритонов из Черной Могилы. Признаки этой школы проявились в декоре ножен, навершия и перекрестия так называемой сабли Карла Великого из историко-художественного музея Вены. Большая листовидная бляха из кургана II Табаевского могильника имеет признаки обеих школ (рис. 4). В изделиях школы Б заметно сильное воздействие исламской торевтики, о чем свидетельствует развитие орнамента в сторону арабески.
В конце X—начале XI в. происходят существенные изменения в мотивах орнамента, усиление их графического начала. Это отвечает основным приемам декора византийского прикладного, искусства.