Статтю присвячено комплексному аналізу зооморфних
зображень із трипільських пам’яток етапу ВІІ Середнього Побужжя та встановленню їхніх особливостей.
Подано детальний опис зооморфної пластики, моделей
жител і посуду, яким притаманні риси тварин. Розглянуто можливі варіанти використання зооморфних зображень у трипільській обрядовості.
Широко известные в трипольской археологической культуре разнообразные зооморфные изображения ярко
представляют многогранный духовный мир земледельцев эпохи энеолита, в частности распространение культа
домашних животных. Сохраняя общие черты зооморфизма во всём ареале распространения Триполья от ранних
до позднейших этапов, для каждого региона и своего времени существования присущи определённые самобытные
черты. Их изучение позволяет понять особенности формирования и развития образа животного, манеры и стили
его исполнения.
Представляется важным комплексное изучение воплощений образа животного в разнотипных археологических материалах трипольских поселений этапа ВII Среднего Побужья (пластика, посуда, модели жилищ) и определение территориально-временных особенностей по сравнению с другими ареалами распространения Триполья.
На поселениях Ворошиловка, Сосны, Селище, Немиров, Каролина больше всего найдено статуэток домашних
животных, которые изготовлялись в реалистичной или стилистическойманерах. Здесь доминируют фигуркималых
и средних размеров, которые классифицированы как бовиды/овиды. Они имели спаренные ноги, небольшие рога
и хвост. Иногда сымитированы вымя или пенис, что указывает на пол животного (корова, бык). Особое внимание
привлекают статуэтки и зооморфные миски, в спаренных ножках которых имелись поперечные отверстия-втулки.
Возможно, они дополнялись колёсиками и использовались в обрядах как подвижные фигурки.
Распространёнными являются зооморфные миски на четырёх ножках с рогатой головкой и хвостом на венчиках, а также своеобразные овальные или прямоугольные миски на четырёх ножках, напоминающие корыта
для кормления скота. Они расписывались орнаментом в зооморфном стиле, напоминающем позвоночник или
шерсть животного. Важно отметить, что на столовых сосудах из поселений среднебугской локальной группы не
найдено рисунков «собак», «оленей», «птиц», известных в других регионах Триполья. Зооморфные черты присутствуют и на кухонной керамике. Горшки имели четыре ножки на донышках, а на венчиках налеплялись небольшие рогатые головки.
Зооморфизм прослеживается на известной модели жилища из Ворошиловки, где стропила крыши над фасадной и тыльной стенами оформлены в виде рогов домашнего животного. Если учесть, что модель имела четыре
высоких ножки, правомерно предположить, что она могла использоваться в ритуалах чествования жилища и домашнего скота.
Комплексный анализ зооморфных изображений из поселений этапа ВII Триполья среднебугской локальной
группы показал как некоторые региональные отличия, так и общие тенденции в развитии идеологических взглядов древнего земледельческого населения Правобережной Украины. Образ животного, особенно домашнего скота, глубоко проник в сознание носителей трипольской культуры, а культ рогатого быка стал одним из ведущих в
их идеологии.
Widely known in Trypillia archaeological culture various zoomorphic images clearly represent multisided spiritual world
of farmers of Eneolithic period, in particular the spread of domestic animals cult. While retaining common features of
zoomorphism throughout the whole range of Trypillia, from the early to later stages, there are certain distinctive features for
each region and time of existence. Their study allows us to understand the peculiarities of formation and development of the
animal image, manners and styles of its performance.
It is important to study the embodiments of the animal image in various types of archaeological materials of Trypillia
settlements of the Middle Buh River region at BIIstage (plastics, pottery, dwelling models) and determine the territorial and
temporal features in comparison with other areas of the Trypillia spread.
At the settlements of Voroshylivka, Sosny, Selyshche, Nemyriv and Karolina, the most found plastic items are statuettes
of domestic animals, which were made in realistic or stylistic manners. Small and medium-sized figurines, which are
classified as bovidae/ovis, dominate here. They had paired legs, small horns and a tail. Sometimes an udder or a penis was
imitated, indicating the sex of the animal (cow, bull). Of particular interest are the statuettes and zoomorphic bowls, which
had cross holes in their coupled legs. It is possible that they were supplemented with wheels and used in rituals as movable
figurines.
Common are zoomorphic bowls on four legs with a horned head and a tail on rims, as well as peculiar oval or rectangular
bowls on four legs, reminiscent of cattle feeding troughs. They were painted in a zoomorphic ornament, resembling the
spine or fur of an animal. It is important to note that no “dog”, “deer” or “bird” ornaments, known in other regions of the
Trypillia culture, have been found on the tableware of the Middle Buh local group. There are also zoomorphic features on
the cooking ware. The pots had four legs on the bottoms, and small horned heads were stuck on the rims.
The zoomorphism can be traced on a well-known dwelling model from Voroshylivka, where the roof timbers above the
front and back walls are designed like the horns of a domestic animal. Considering that the model had four high legs, it is
reasonable to assume that it could have been used in rituals honoring the dwelling and livestock.
The comprehensive analysis of zoomorphic images from the settlements of the Trypillia BII stage of the Middle
Buh local group showed some regional differences as well as general trends in the development of ideological views of
the ancient agricultural population of the Right-Bank Ukraine. The image of animals, especially cattle, deeply penetrated
into consciousness of the holders of Trypillia culture, and the cult of the horned bull became one of the leading in their
ideology.