На прикладі трьох теракотових фігурок із зображенням Матері богів на троні елліністичного часу визначено нові для Ольвії елементи іконографії, а також розглянуто причини появи різних способів зображення атрибутів богині.
Установлена связь между тремя фрагментированными терракотами, изображающими Мать богов на троне. Две из них изготовлены в Западном Причерноморье в одной форме, привезенной из северозападной части Малой Азии, третья — в Ольвии по образцу этих фигурок. Первые датируются второй половиной iv — началом iii вв. до н. э., последняя — приблизительно серединой iii в. до н. э. Матрица, сделанная по привозной терракоте, была переделана в соответствии с местными вкусами и представлениями. В то время как на первичном изображении львенок расположен под ногой, на ольвийском экземпляре — на коленях богини.
Установлено также, что на всех статуэтках в декоре подлокотников трона помещали изображение сфинксов. Аналогии таким терракотам известны в Малой Азии и Западном Причерноморье. рассмотренный орнаменталь ный мотив в декоре трона использовался на статуэтках из Мирины. В северозападной части Малой Азии также есть параллели в оформлении других деталей и особенностей изображения львенка. Сфинксы, сидящие по обе им сторонам Матери богов, известны на статуэтке из Гордиона, изготовленной в пергамской форме. Этот тип, в свою очередь, ведет свое начало от изображений больших сфинксов возле богини из Лидии и Кипра. Процесс уменьшения размеров и значения сфинксов в иконографии Матери богов можно проследить с юга на север, где, в частности, в Ольвии и Каллатисе они предстают орнаментальным мотивом уже в iv в. до н. э. Этот мотив был перенесен на изображение культовой мебели.
Привозные статуэтки отличаются от местных наличием апотропеических символов: льва с оскаленной мор дой и сфинкса. Это сближает их с хтоническими представлениями в культе Матери богов. импортные статуэтки найдены в Ольвии в соседних домах зажиточных граждан района агоры, один из которых был важным лицом в религиозной жизни полиса. Очевидно, ктото из них или их потомков был знаком с коропластикой или коропластом, поскольку его фигурка послужила образцом для изготовления местной продукции. Аналогичная ольвийская статуэтка была принесена в дар богине, поскольку найдена почти неиспользованной в одном из ботросов Западного теменоса. Упрощенные изображения, смоделированные по терракотам данного образца, производили также в античных центрах Малой Азии в ІІІ и во ІІ вв. до н. э.
In the article, the relation between three fragmented terracottas depicting the Mother of the gods on the throne is determined. two of them were made in the Black sea west region in a single mould which was apparently imported from the northwestern part of asia Minor, the third one was made in Olbia based on the example of these figurines. the former ones are dated by the second half of the 4th c. BC and the beginning of the 3rd c. BC, while the latter is dated approximately by the middle of the 3rd c. BC. Cast made by the imported terracotta was altered according to the local tastes and religious believes. While the lion cub on original depiction is located under the foot, it appears on the lap of the goddess on the Olbian example.
it is also ascertained that all the statuettes contained the depictions of sphinxes on the throne decoration. analogies for these terracottas are known in asia Minor and the west coast of the Black sea. such Ornamental motive in throne decoration was used on statuettes from Myrina. Design of other details and peculiarities of lion depiction also find their parallels in the northwestern part of asia Minor. sphinxes sitting on both sides of the Mother of the gods are known on the statuette from Gordion made in the mould from Pergamon. this type, in its turn, finds its roots in depictions of big sphinxes near a goddess from lydia and Cyprus. the process of diminution in sphinxes’ size and significance in iconography of the Mother of the gods can be traced from the south to the north where, for instance, in Olbia and Callatis they are presented within the ornamental motif already in the 4th c. BC. this motif was transferred to depictions of other cultic furniture.
imported statuettes derive from the local ones with the apotropaic symbols: a lion with showed tongue and a sphinx. this fact approaches them to chthonic ideas in cult of the Mother of the gods. imported statuettes were found in Olbia at the area near agora in the neighbouring houses which belonged to the wealthy citizens one of whom was an important person in the polis’ religious life. apparently, one of them or their adherents were acquainted with coroplastics or a coroplast, because his figurine became an example for making the local products. analogous Olbian statuette was donated to the goddess, as it was found almost unused in one of botroi at the Western temenos. simplified depictions modelled by the terracottas of such type were produced also in ancient Greek centres of asia Minor in the 3rd and the 2nd c. BC.