Висвітлено проблеми, що стосуються походження, хронології, культурно-історичного контексту появи гончарних осередків типу балка Канцерка та поширення гончарного посуду.
Канцерские центры по производству гончарной керамики в разное время были предметом изучения целой плеяды археологов, которые сформулировали основные взгляды на них. Это касается происхождения, хронологии, культурно-исторического контекста появления и распространения гончарной посуды.
Относительно происхождения и этнической принадлежности гончаров доминирует точка зрения, что поселения ремесленников в балке Канцерка и Мачухах оставлены аланами — выходцами с Севереного Кавказа. Их присутствие подтверждается и данными антропологии.
Менее солидарны ученые в вопросе начала и продолжительности функционирования таких гончарных центров: одни датируют их второй половиной/концом VI — началом VII вв., другие — второй половиной/третьей четвертью VII — началом VIII вв.
Дискуссионным остается и вопрос относительно культурно-исторического контекста появления гончарных центров — были они связаны с хазарами или болгарами. Этот вопрос напрямую связан с определением этнической принадлежности элиты кочевого объединения, которое оставило памятники малоперещепинского и вознесенского круга.
Другими словами, несмотря на длительное исследование указанных ремесленных центров, которое насчитывает около ста лет, главные проблемы их — исторические предпосылки их появления, хронология, ареал распространения гончарной продукции, изучение гончарной керамики канцерского типа как составной торгово-обменных отношений — остаются актуальными и по сей день.
kantserka centres of wheel-made ceramics production served as a subject of study for the whole firmament of the archaeologists who formulated the main opinions. It concerns origin, chronology, and cultural and historical context of appearance and spread of wheel-made pottery.
regarding the potters’ origin and ethnic belonging, the point of view prevails that the craftspeople’ settlements in kantserka gully and in Machukhy were left by the Alans, the natives of the north caucasus. their presence is also evidenced by the anthropological data.
scholars are less united with each other in the issue of the beginning and duration of life at such potter’s centres: some date them by the period since the second half or the end of the 6th c. till the beginning of the 7th c., while the other by the period since the second half or the third quarter of the 7th c. till the beginning of the 8th c.
the issue concerning the cultural and historic context of potter’s centres foundation also remains disputable: weather they were related with the khazars or with the Bulgarians. this issue is directly related with the determination of ethnic belonging of the nomadic unity’s elite who left the sites of Mala Pereshchepyna and Voznesenka circle.
In other words, despite the long-term research of these craft centres for about hundred years, their main issues remain of current importance to date: historic suppositions of their foundation, chronology, area of wheel-made products spread, and study of kantserka type wheel-made ceramics as a component of trade and barter relations.