Публікується унікальне за супровідним інвентарем поховання, виявлене на Шишацькому могильнику черняхівської культури. У руці померлої містився скляний кубок і римський денарій. Наявність монети можна пов’язати з «платою Харону».
Публикуется погребение 39 Шишацкого могильника черняховской культуры (Полтавская обл.). Погребенная — женщина 25—35 лет — была помещена в могилу, ориентированную по оси восток—запад, вытянуто на спине головой на запад. Западная часть могилы уничтожена траншеей для трубы, ведущей к очистным сооружениям. Погребенную сопровождал стеклянный прозрачный кубок со сложнопрофилированным дном и вышлифо ванными овалами на корпусе (два ряда крупних овалов, расположенных вертикально относительно кубка, и два ряда небольших овалов, расположенных горизонтально). Прямой аналогией кубку является экземпляр из мо гильника Сетведт (территория Норвегии). Этот екземпляр датирован Е. Страуме ступенью D 2 по скандинавской хронологии. И.О. Гавритухин относит время их бытования к v в. По нашому мнению, время кубка из погребе ния 39 можно ограничить первой половиной v в.
Под дном кубка была расположена монета — денарий императора Марка Аврелия, к которой прилип неболь шой фрагмент ткани, сохранившейся благодаря окислительным процессам, происходившим с монетой.
Монета и кубок были вложены в правую руку погребенной. Такое расположение, по нашому мнению, не слу чайно и, очевидно, соответствует взглядам на путешествие в царство мертвых. Вложенная в руку монета может бать интерпретирована как «плата Харону», а стеклянный кубок — как знак, указывающий на участие покойного в загробном пире.
И монеты, и стеклянные кубки встречаются в погребениях позднеримского времени как на варварских, так и античних памятниках, но прямая аналогия зафиксированного фрагмента погребального обряда в могиле 39 Шишацкого могильника нам пока неизвестна. Для черняховской культуры, к которой принадлежит могильник в Шишаках, такое соединение в одном погребении является уникальным, что усложняет его интерпритацию.
Уникальность погребения 39, а также поздняя для черняховской культуры дата бытования стеклянных кубков серии Сетведт (тип Луги) в v в. увеличивает количество черняховских памятников на территории Днепровского лесостепного Левобережья, которые относятся ко времени после прихода гуннов в 375 г. Выявление нових па мятников может указывать на то, что гуннское вторжение могло не иметь катастрофических последствий для лесостепного населения левого берега Днепра, представленного черняховской культурой, а сама культура после этого события существовала еще какоето время.
Published is the burial 39 from shyshaky burial ground of Chernyakhivska culture (poltava Oblast). Buried was a 25— 30yearold woman put in a grave along the eastwest line, extended and with her head to the west. Western part of the grave is destroyed by a trench for the pipe leading to sewage treatment structures.
The buried was accompanied by a glass transparent cup with profiled bottom and grinded ovals on the body (two rows of big ovals placed vertically on the cup and two rows of small ovals placed horizontally). The direct analogy for the cup is an example from setvedt burial ground on the territory of norway. This example is dated by e. straume back to the stage D 2 according to scandinavian chronology. i.O. Gavritukhin refers their usage to the 5th c. On the authors’ opinion, the date of the cup from the burial 39 can be narrowed to the first half of the 5th c.
a coin was situated under the bottom of the cup. it was a denarius of the emperor Marcus aurelius to which a small cloth was adhered preserved owing to oxidizing process on the coin.
The coin and the cup were put into the right hand of the buried. The authors consider such location to be not occasional and apparently corresponding to the notions about the journey to the world of the dead. a coin put into the hand can be preliminary interpreted as a Charon’s obol and the glass cup as a sign marking the participation of the dead in the feast in the other world.
Both coins, and glass cups are found in the Late roman burials at both Barbarian and ancient Greek sites, though direct analogies of the recorded element of the burial rite in the grave 39 of shyshaky burial ground is not known yet. such combination in one burial is unique for Chernyakhivska culture to which shyshaky burial ground belonged, and this fact complicates interpretation.
uniqueness of the burial 39, as well as the late as for Chernyakhivska culture date of the 5th c. setvedt series (Luhy type) glass cup usage enlarges the number of Chernyakhivska culture sites on the territory of the Dnipro river left bank foreststeppe area which belong to the period after the huns arrival. Discovering the new sites can indicate that invasion of the huns could have no catastrophic consequences for foreststeppe population on the left bank of the Dnipro river represented by Chernyakhivska culture, which existed after this event for a certain time.