Анотація:
Вопрос о связи памятников культуры шнуровой керамики Прикарпатья и среднеднепровской культуры рассматривается в статье на материалах погребений этих территорий. Погребения культуры шнуровой керамики Прикарпатья по их расположению в кургане можно разделить на три этапа: погребения в центральных материковых ямах с ориентировкой по оси восток — запад; в центральных и боковых материковых ямах с ориентировкой по оси юго-запад — северо-восток, на древнем горизонте. Погребальный обряд и почти все формы сосудов первых двух этапов, а также каменный и кремневый инвентарь находят себе соответствие в памятниках среднеднепровской культуры. На III этапе появляются новые формы сосудов (кубки типа Хлопице — Веселе). Единственное существенное различие между среднеднепровской культурой и памятниками I и II этапов культуры шнуровой керамики Прикарпатья — отсутствие на сосудах последней «паркетного» орнамента. Однако на керамике из среднеднепровскнх погребений с ориентировкой по оси В—3, характерной для наиболее ранних памятников Прикарпатья, упомянутая орнаментация также отсутствует. Наличие большого количества металлических изделий, найденных вместе с сосудами, украшенными «паркетным» орнаментом, позволяет считать эти погребения более поздними, чем те, которые ориентированы по оси В—3. Памятники ранних этапов Прикарпатья, вероятно, можно считать однокультурными с памятниками Среднего Поднепровья, рассматривая их как прикарпатский вариант среднеднепровской культуры. Terminus post quem для них дают материалы культуры воронковидных кубков, а также шаровидных амфор.