В статье рассмотрены вопросы использования лазерного термического воздействия на структуру и триботехнические свойства антифрикционных сплавов на основе чугунов, легированных медью и серой. Отмечается, что в результате лазерной обработки происходит существенное перераспределение химических элементов в поверхностной структуре исследуемых сплавов с увеличением концентрации легирующих легкоплавких элементов на поверхности образцов. В работе отмечается положительное влияние лазерной обработки с оплавлением поверхности на структуру исследуемых образцов, а также прогнозируется перспективность использования данного метода обработки поверхностей металлических антифрикционных сплавов, как дополнительного метода повышения триботехнических свойств сплавов на основе чугунов, легированных Сu и S.
В статті розглянуто питання використання лазерного термічного впливу на структуру і триботехнічні властивості антифрикційних сплавів на основі чавунів, що леговані міддю та сіркою. Відзначається, що в результаті лазерної обробки відбувається суттєвий перерозподіл хімічних елементів в поверхневій структурі досліджуваних сплавів зі збільшенням концентрації легуючих легкоплавких елементів на поверхні зразків. У роботі відзначається позитивний вплив лазерної обробки з оплавленням поверхні на структуру досліджуваних зразків, а також прогнозується перспективність використання даного методу обробки поверхонь металевих антифрикційних сплавів, як додатковий метод підвищення триботехнічних властивостей сплавів на основі чавунів, легованих Сu і S.
The article deals with the use of laser thermal effects on the structure and tribotechnical properties of antifriction alloys based on cast irons alloyed with copper and sulfur. It is noted that as a result of laser processing, there is a significant redistribution of chemical elements in the surface structure of the investigated alloys with an increase in the concentration of alloying lowmelting elements on the surface of the samples. The paper notes the positive effect of laser treatment with surface fusion on the structure of the samples under study, and the prospects for using this method for treating surfaces of metal antifriction alloys are predicted as an additional method for improving tribotechnical properties of alloys based on cast iron alloyed with Cu and S.