У статті представлено обґрунтування гіпотетичної реконструкції жіночих костюмів із поховання 1 у Мелітопольському кургані. Джерелами
відтворення усіх компонентів убрання є пам'ятки
торевтики, на яких представлено образи жінок, а
також декоративні елементи оформлення головних уборів, одягу, взуття.
Исследователи разных специальностей: историки, археологи, искусствоведы всегда проявляли значительный интерес к костюмам населения Украины в древности. Изучение облачения племен Скифии привело к значительным результатам: определены
закономерности размещения украшений, их знаковые функции, реконструированы головные уборы,
одежда, обувь благодаря комплексному анализу письменних памятников и археологических находок,
среди которых: произведения изобразительного искусства, личные украшения, декоративне элементы
оформления и фрагменты различных компонентов
костюма. Обобщение материалов по истории скифского костюма стало основой для реконструкции нарядов скифянок из разным социальным группам, погребения которых исследовали в Мелитопольском кургане. Еще один источник для реконструкции: золотые аппликации — средства оформления деталей костюма, зафиксированные in situ. Интерпретация всех находок, сравнительный метод их изучения
дали возможность воссоздать богатый костюм представительницы аристократического круга (возможно, жрицы), а также — сопровождающей особы (служанки). Это гипотетические представления о форме
и декоре женского костюма, но дальнейшее изучение темы, возможно, позволит снять все гипотетические допуски.
Various scientists — historians, archaeologists, historians
of art — have always shown significant interest
in the attire of Ukraine’s ancient populations. Studying
the garments of Scythian tribes has produced great
results: patterns of distribution of ornaments, their
symbolic functions, reproductions of head-gear, clothing
and footwear through the use of complex analysis
of written sources, and archaeological finds, including
fine art works, personal ornaments, decorative design
elements, and fragments of various components of a
costume. Summarizing the Scythian costume history materials served as the basis for reconstruction of attire
of Scythian women of a variety of social statuses, whose tombs were studied in the Melitopol mound
(kurgan). Another source for reconstruction was golden applications, used as decorations on the costume details,
as reflected in situ. The interpretation of all finds, using the comparison method for studying them, provided
an opportunity to recreate a rich costume of an aristocratic woman (most likely, a priestess) and a supporting
person (a maid). These are hypothetical conceptions about forms and decorations of female attire;
however, further exploration of the topic may possibly allow probably allow lifting all hypothetical assumptions.